Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? (ответы детей)Давайте сейчас с вами это проверим. Опыты с воздухом. Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с одного края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почему его называют невидимкой? Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня? Дети: Стакан. Воспитатель: А из чего он сделан? Дети: Из стекла. Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите что-нибудь. Дети: Да! Воспитатель: Значит стакан, какой?. Дети: Прозрачный. Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь? (ответы детей) Воспитатель: А мы сейчас проверим. ОПЫТ № 2. СО СТАКАНОМ Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет. (ответы детей) Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде? Дети: (пузырьки) Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух? (ответы детей) Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками? Дети: Воздух. Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет! Воспитатель: (берёт салфетку). А с салфеткой видно? Дети: Да! Воспитатель: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой - что выходит изо рта? Дети: Пар. Воспитатель: Давайте мы с вами покажем, как дышат наши носики. Дыхательная гимнастика: 1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой. И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено; правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй делать длительный продолжительный вдох, как только вдох окончен, делать продолжительный выдох через нос (4 раза, - то же упражнение с левой ноздрёй. 2. «Дыхание». Тихо. Тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. И. п. - о. с. - медленный вдох через нос, задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот (2 раза). 3. «Воздушные шарики». А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете? Дети: Ветер. Воспитатель: Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер? (ответы детей) Воспитатель: Ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой.Он приносит огромную пользу человеку:он опыляет растения,очищает города от пыли и копоти.Он нужен нам также как свет и вода. А может ли ветер навредить человеку? движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холод. Но ветра причиняют и вред людям. Бури, ураганы, тайфуны, Правильно, ветер бывает разный: ураган,тайфун могут навредить людям,они сокрушают дома,топят в море корабли,губят сады,заносят песком землю а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу. Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песком земли, превращая их в пустыню. Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песком земли, превращая их в пустыню. ОПЫТ № 3. С КАРАБЛИКАМИ. Воспитатель: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается? Дети: Волны. Воспитатель: Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твердое тело и не жидкость. Воздух- это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие. Продолжим исследования. Опыт 4. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. |