kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта организованной учебной деятельности (Старшая группа) Разделы: Ознакомление с окружающим миром тема: «Строение и убранство юрты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В этой технологической карте раскрыто занятие на тему: «Строение и убранство юрты». На   этом  занятии можно  познакомить   детей с национальным жильем казахского народа- юртой, показать об основных строениях юрты. Формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты. Развивать у детей память, мышление. речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение. Воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта организованной учебной деятельности (Старшая группа) Разделы: Ознакомление с окружающим миром тема: «Строение и убранство юрты» »

Технологическая карта организованной учебной деятельности

(Старшая группа)

Образовательная область: «Познание »

Разделы: Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Строение и убранство юрты»

Интеграция «Творчество», «Познание», «Коммуникация»

Цель : Познакомить детей с национальным жильем казахского народа- юртой, показать об основных строениях юрты. Формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты. Развивать у детей память, мышление. речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение. Воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.

Демонстрационный материал: проектор для показа слайдов. иллюстрации, кусок войлока, кусок брезентового материала

Билингвальный компонент: решетки -кереге, изогнутые жерди - уыки,

купол юрты - шанырак

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей


 Мотивационно-побудительный

-Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение Зои Намзырай, слушаем внимательно:

За горными хребтами

Недвижны времена

Там юрта моей мамы

Белеет, как луна.

-А теперь посмотрите дети, на экран.

Слайд №1.

-Кто знает, как называется древнее жилище казахов?

- Правильно, это юрта.



Слушают







Ответы детей

Организационно-поисковый

























































































































Физминутка:Юрта

-Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все казахи, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.

Слайд №2

- Юрта- это национальное традиционное жилье казахов. В давние времена казахский народ занимался животноводством и поэтому вёл кочевой образ жизни. Для разведения скота требовались особые условия в разное время года. Поэтому кочевники летом жили на джайляу – местах, где было прохладно летом, где были тучные пастбища. Осенью кочевали на кузеу, там пасли скот до наступления холодов. Зимой аул кочевал на кыстау – места, в которых была тёплая зима, и выпадало мало снега. Там скот мог найти под снегом подножный корм.

Кочевому образу жизни соответствовали и жилище, и утварь казахского народа. Их легко можно было перевезти с одного места на другое.
- Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.

-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты. Эти части имеют своё название и предназначение.

Слайд №2 (просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога)
Самым главным в юрте считается ШАНЫРАК – купол юрты.
Шанырак поддерживают УЫКИ – это изогнутые жерди.
Уыки крепятся к КЕРЕГЕ – решетчатым стенам юрты.
Слайд №3.

Прежде всего, юрта состоит из раздвижной решетки ( сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные в местах пересечения). Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки


Слайд №4.

При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке

Слайд №5
Двери же называются ЕСІК, обычно они двухстворчатые. Снаружи юрту покрывают войлоком – КИІЗ. Киіз изготавливают из овечьей шерсти. В холодное время года киіз защищает от холода и ветра, в жару – от зноя.


Слайд №6

В куполе юрты есть отверстие -Шанырак Шанырак служил и дымоходом. В центре юрты располагался очаг, который разжигали для приготовления пищи и обогрева жилища. Через шанырак выходил дым от огня.

Шанырак закрывают отдельным прямоугольным куском войлока – ТУНЛИК. Он имеет длинный аркам для того чтобы открывать или закрывать свод юрты, в зависимости от погоды и времени суток.


Слайд №6.

Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты нужно будет покрыть из кусков войлока.

Слайд №8.

Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.

Слайд №9.

И последнюю очередь покрытие дымового отверстия

Слайд №8.

После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обвязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.

Юрта бывает разной величины – это зависит от количества кереге. Бывают пятикрылые, шестикрылые, двенадцатикрылые юрты. Снаружи юрты украшались национальным орнаментом, циновкой. Изнутри убранство юрты тоже соответствовало кочевому образу жизни. Низкий и круглый стол, деревянный ларь для посуды – КЕБЕЖЕ. Настенные и напольные ковры из войлока, крашенные аппликацией, вышивкой в национальном стиле.

Напольные ковры – ТЕКЕМЕТ, АЛАША.

На стенные ковры – ТУСКИИЗ, КЫЛЕМ. Кровать закрывалась пологом – ШЫМЫЛДЫК.

Посуда изготовлялась из небьющихся материалов: металла, дерева, кожи. Для кумыса, молочных продуктов предназначались ТОСТАГАНЫ, для мясных блюд – ТАБАК; эта посуда была деревянной. Из кожи шили сосуды для хранения кумыса – САБА, ТОРСЫК. В них кумыс долго оставался свежим и вкусным.

Слайд №8. Вот и юрта готова.

А теперь дети, встанем все и сделаем физминутку.

Юрта, юрта круглый дом

(шагаем на месте)

Побывайте в доме том!

(развели в руки в сторону)

Гости явятся едва.

(повороты туловища влево-вправо)

В печку прыгают дрова

(прыжки на месте)

Угостить торопится

(присели)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладошки)

Круглые лепешочки

(руки впереди, ладошки вверх)


- С давних времен казахи славились своим гостеприимством.

Чем угощают гостей? ( чаем, сладостями).

- Хозяин юрты развлекает своих гостей после чаепития музыкой, он играл на казахском национальном инструменте – домбре.

 -Сейчас мы послушаем мелодию, исполненную на домбре (звукозапись домбры).

Беседа:

- Ребята посмотрите, какой формы юрта? Обратите внимание, чего у юрты нет - окон.

- Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим, из каких частей состоит юрта?

-К чему прикрепляем раздвижные решетки?

- Что удерживают палки

-Чем мы покрываем сверху юрты?

-Для чего нужна веревка из конского волоса? .

-Молодцы Дети, очень много интересного узнали о юрте.

- А теперь я предлагаю нарисовать юрту. Приступайте к работе.

(индивидуально подхожу к детям и подсказываю).

- Посмотрите ребята, сколько красивых юрт вы нарисовали, у каждой юрты есть крыша или купол, дверь, даже кто-то нарисовал веревки, обвязывающие вокруг юрты.

Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.



Слушают
































Смотрят


Повторяют Шанырак

























































































Выполняют движения по тексту

















Ответы детей





Слушают музыку


Круглой

Ответы детей


Из раздвижных Решотки или из стен

к двери .

Дымовой круг Войлоком

Для обвязывания вокруг юрты



Работа детей

Рефлексивно- корригирующий

- Что вы узнали на занятии о юрте?

- Юрта-это что?

Правильно, это древнее жилище казахов. - Юрта для чего нужна?

Юрта – она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить, Мне очень понравилось как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.



Ответы детей

Чтобы жить в ней, там тепло


Ожидаемый результат:

Знать: национальный быт казахского народа

Иметь: представление о национальном жилище казахского народа – юрте

Уметь: видеть и выделять особенности внешнего вида юрты





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Васильева Елена Анатольевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства