–Посмотрите, у меня есть вот такой необычный цветок, он не простой, а с загадками, давайте оторвем один лепесток и отгадаем загадку. « С грядки старушка цветок сорвала. Девочке Жене его отдала, В цветке, в лепестках есть огромная сила, Их девочка Женя о чем то просила. Что нужно спросить, лепестки отрывая? И как называется сказка такая?» -Вели, чтобы мы нашли рябину). - А где рябина у нас растет? ( на участке) - Пойдемте, поздороваемся с рябиной ( дети подходят, здороваются). - Дети , посмотрите внимательно на рябину, она похожа на другие деревья и кустарники или нет? - А чем она похожа? ( ответы детей). - Как вы считаете, рябина это дерево или куст? ( ответы детей) - А почему? ( правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.) - А давайте мы потрогаем рябину. - Что вы ощутили? ( ответы детей). - А чем покрыт ствол рябины? ( корой). - А зачем вообще кора дереву и кусту? ( чтобы защищать ствол). - Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека? ( да кожа тоже защищает). - Как вы считаете, что рябине нужно, чтобы она хорошо росла? ( солнце, вода, птички). - А для чего ей нужно солнце, вода, птички? - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок. - Хоть колюча, а не елка, Подлиней ее иголка, А кора красна, тонка, Та красавица … ( сосна). - Правильно, следующая наша остановка – сосна. - Давайте скажем волшебные слова, и пойдем искать сосну. - - А давайте потрогаем кору у сосны руками. - Что вы ощутили? ( ответы детей). - Как вы считаете, кора у сосны и у рябины одинаковая или нет? ( ответы детей). - Чем отличается? ( ответы детей). - Чем похожа? ( защищает ствол). - Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев. - Как вы считаете, сосна это лиственное или хвойное дерево? ( ответы детей). - Почему хвойное? ( ответы детей). - А вот скажите мне, зимой хвоя у сосны опадает или нет? ( ответы детей). - Молодцы, а что нужно сосне, чтобы она хорошо росла? ( ответы детей). - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток и послушаем загадку. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. ( береза). - Как выглядит береза? ( ответы детей). - Что есть у березы? ( ствол, ветки, листья). - Как вы считаете, береза это куст или дерево? - Дети, как вы думаете, как можно измерить высоту березы? ( варианты ответов). - А давайте мы встанем под березу, намного она выше нас? - А как можно измерить толщину березы? ( ниточкой, обхватить руками). - Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие наверное корни у березы. - Как вы думаете, зачем березе такие корни? ( ответы детей). - А как вы думаете, что случится с деревом, если у него будут короткие и тонкие корни? - Давайте потрогаем кору березы, какая она на ощупь? ( ответы детей). - Какого цвета кора у березы? ( ответы детей). -Дети, посмотрите на березку, как вы думаете, какое настроение у березки? ( ответы детей). А почему вы так думаете? -А знаете, я вот иногда иду и вижу, как дети ломают ветки у деревьев. - Как вы считаете, можно ломать ветки и рубить деревья? ( нет). - А почему? ( ответы детей). - Давайте мы возьмем немного коры от березы в группу для сравнения. - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток и послушаем загадку. Где то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть заветная аптечка Там красные таблетки Развешаны на ветке…( шиповник). - Правильно, это шиповник. - Вот посмотрите, что это?( шиповник). - А как вы думаете, шиповник это кустарник или дерево? (ответы детей). - А почему вы так считаете? ( ответы детей). - А чем он похож на другие кустарники? ( много тонких стволов и веток). - А чем шиповник отличается от других кустарников? ( он колючий). - Как вы думаете, почему говорят про шиповник, что это волшебная аптечка? ( много витаминов). - А что такое красные таблетки на ветках? ( ягоды). - Почему их называют таблетками? ( они лечат если человек заболел и в них много витаминов). - Как вы думаете, ветки шиповника можно трогать руками? ( ответы детей), - а почему? - А что можно приготовить из плодов шиповника? ( чай, отвар, сироп, кисель, варенье.) - Дети, послушайте стихотворение: А сейчас оторвем еще один лепесток и послушаем загадку. Это грядка для цветов - Для пионов, ноготков. Этот островок в саду Поливать сейчас пойду. (Клумба, цветник) - Дети, как вы думаете, какая следующая остановка? ( цветник). - Вот посмотрите на нашу клумбу, прежде чем садить семена, что надо сделать с землей? ( правильно перекопать). - А если мы не будем копать землю, сможем мы посадить семена? - почему? - Я уже клумбу перекопала и подготовила землю для посадки. - Вот мы сегодня с вами будем садить семена бархатцев, и проверим, какие условия лучше для проращивания семян: в группе или непосредственно в открытый грунт. - Как вы думаете семена надо садить часто или редко? - А почему? - Вот мы с вами посеяли семена, как вы думаете, что сейчас надо сделать? ( присыпать землей). - А еще что – ни будь надо сделать или нет?(полить). - А зачем надо поливать, может не надо? - А вот сейчас подумайте и скажите, что надо семенам, чтобы они хорошо проросли? ( солнце, земля, вода). - Как вы думаете, сорняки надо убирать или нет? - А зачем надо убирать сорняки, может быть пусть они растут? -Ч то произойдет если мы не будем полоть сорняки? - Ребята посмотрите, у нас на цветочке остался только один лепесток, как вы думаете, про что там загадка? А вот сейчас давайте оторвем лепесток и послушаем загадку. Туда хожу я каждый день Так нужно, даже если лень. Там играем и поем, Дружно, весело живем. Туда ходить я очень рад, Там мой любимый… ( детский сад). -Как вы думаете, куда сейчас мы с вами отправимся? Правильно, в детский сад. Вспомните, кору каких деревьев мы с вами взяли с собой? Вот сейчас мы пойдем с вами в группу и будем сравнивать кору. - Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? - А от чего она его может защищать? - А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? Посмотрите и скажите, от каких деревьев эта кора? Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после соко сбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Давайте понюхаем кусочки коры. - Что нам напоминает этот запах? - Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? - Дети , как вы думаете, из коры березы можно что нибудь сделать или нет? - Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки.(показ иллюстраций - поделок) А еще в древние времена, когда не было бумаги , люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». |