|     –Посмотрите, у меня есть вот такой необычный цветок, он не простой, а с загадками, давайте оторвем один лепесток и отгадаем  загадку.   « С грядки старушка цветок сорвала.   Девочке Жене его отдала,   В цветке, в лепестках есть огромная сила,   Их девочка Женя о чем то просила.   Что нужно спросить,  лепестки отрывая?   И как называется сказка такая?»   -Вели, чтобы мы нашли рябину).   - А где рябина у нас растет? ( на участке)   - Пойдемте, поздороваемся с рябиной ( дети подходят, здороваются).   - Дети , посмотрите внимательно на рябину, она похожа на другие деревья и кустарники или нет?   - А чем она похожа? ( ответы детей).   - Как вы считаете, рябина это дерево или куст? ( ответы детей)   - А почему? ( правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.)   - А давайте мы потрогаем рябину.   - Что вы ощутили? ( ответы детей).   - А чем покрыт ствол рябины? ( корой).   - А зачем вообще кора дереву и кусту? ( чтобы защищать ствол).   - Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека? ( да кожа тоже защищает).   - Как вы считаете, что рябине нужно, чтобы она хорошо росла? ( солнце, вода, птички).   - А для чего ей нужно солнце, вода, птички?   - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок.   - Хоть колюча, а не елка,   Подлиней ее иголка,   А кора красна, тонка,   Та красавица … ( сосна).   - Правильно, следующая наша остановка – сосна.   - Давайте скажем волшебные слова, и пойдем искать сосну.   - - А давайте потрогаем кору у сосны руками.   - Что вы ощутили? ( ответы детей).   - Как вы считаете, кора у сосны и у рябины одинаковая или нет? ( ответы детей).   - Чем отличается? ( ответы детей).   - Чем похожа? ( защищает ствол).   - Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев.   - Как вы считаете, сосна это лиственное или хвойное дерево? ( ответы детей).   - Почему хвойное? ( ответы детей).   - А вот скажите мне, зимой хвоя у сосны опадает или нет? ( ответы детей).   - Молодцы, а что нужно сосне, чтобы она хорошо росла? ( ответы детей).   - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток и послушаем загадку.   Не заботясь о погоде,   В сарафане белом ходит.   А в один из теплых дней   Май сережки дарит ей. ( береза).   - Как выглядит береза? ( ответы детей).   - Что есть у березы? ( ствол, ветки, листья).   - Как вы считаете, береза это куст или дерево?   - Дети, как вы думаете, как можно измерить высоту березы? ( варианты ответов).   - А давайте мы встанем под березу, намного она выше нас?   - А как можно измерить толщину березы?    ( ниточкой, обхватить руками).   - Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие наверное корни у березы.   - Как вы думаете, зачем березе такие корни?     ( ответы детей).   - А как вы думаете,  что случится с деревом, если у него будут короткие и тонкие корни?   - Давайте потрогаем кору березы, какая она на ощупь? ( ответы детей).   - Какого цвета кора у березы? ( ответы детей).   -Дети, посмотрите на березку, как вы думаете, какое настроение у березки? ( ответы детей). А почему вы так думаете?    -А знаете, я вот иногда иду  и вижу, как дети ломают ветки у деревьев.   - Как вы считаете, можно ломать ветки и рубить деревья? ( нет).   - А почему? ( ответы детей).   - Давайте мы возьмем немного коры от березы в группу для сравнения.   - А сейчас давайте оторвем еще один лепесток и послушаем загадку.    Где то в чаще дремучей,   За оградой колючей,    У заветного местечка   Есть заветная аптечка   Там красные таблетки   Развешаны на ветке…( шиповник).   - Правильно, это шиповник.   - Вот посмотрите, что это?( шиповник).   - А как вы думаете, шиповник это кустарник или дерево? (ответы детей).   - А почему вы так считаете? ( ответы детей).   - А чем он похож на другие кустарники? ( много тонких стволов и веток).   - А чем шиповник отличается от других кустарников? ( он колючий).   - Как вы думаете, почему говорят про шиповник, что это волшебная аптечка?     ( много витаминов).   - А что такое красные таблетки на ветках?     ( ягоды).   - Почему их называют таблетками?     ( они лечат если человек заболел и в них много витаминов).   - Как вы думаете, ветки шиповника можно трогать руками? ( ответы детей), - а почему?   - А что можно приготовить из плодов шиповника? ( чай, отвар, сироп, кисель, варенье.)   - Дети, послушайте стихотворение:   А сейчас оторвем еще один лепесток и послушаем загадку.   Это грядка для цветов -   Для пионов, ноготков.   Этот островок в саду   Поливать сейчас пойду. (Клумба, цветник)       - Дети, как вы думаете, какая следующая остановка? ( цветник).        - Вот посмотрите на нашу клумбу, прежде чем садить семена, что надо сделать с землей? ( правильно перекопать).   - А если мы не будем копать землю, сможем мы посадить семена?   - почему?   - Я уже клумбу перекопала и подготовила землю для посадки.   - Вот мы сегодня с вами будем садить  семена бархатцев, и проверим, какие условия лучше для проращивания семян: в группе или непосредственно в открытый грунт.   - Как вы думаете семена надо садить часто или редко?   -  А почему?   - Вот мы с вами посеяли семена, как вы думаете, что сейчас надо сделать?   ( присыпать землей).   - А еще что – ни будь надо сделать или нет?(полить).   - А зачем надо поливать, может не надо?   - А вот сейчас подумайте и скажите, что надо семенам, чтобы они хорошо проросли? ( солнце, земля, вода).   - Как вы думаете, сорняки надо убирать или нет?   - А зачем надо убирать сорняки, может быть пусть они растут?   -Ч то произойдет если мы не будем полоть сорняки?   - Ребята посмотрите, у нас на цветочке остался только один лепесток, как вы думаете, про что там загадка? А вот сейчас давайте оторвем лепесток и послушаем загадку.   Туда хожу я каждый день   Так нужно, даже если лень.   Там играем и поем,   Дружно, весело живем.   Туда ходить я очень рад,   Там мой любимый… ( детский сад).   -Как вы думаете, куда сейчас мы с вами отправимся?    Правильно, в детский сад.  Вспомните, кору каких деревьев мы с вами взяли с собой? Вот сейчас мы пойдем с вами в группу и будем сравнивать кору.   - Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? - А от чего она его может защищать? - А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? Посмотрите и скажите, от каких  деревьев эта кора?  Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после соко сбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны сок на воздухе затвердевает, и получается смола.  Давайте понюхаем кусочки коры.   - Что нам напоминает этот запах? - Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? - Дети , как вы думаете, из коры березы можно что нибудь сделать или нет? - Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки.(показ иллюстраций - поделок) А еще в древние времена, когда не было бумаги , люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота».       |