Технология интегрированного урока гуманитарного цикла у дошкольников.
Технология интегрированного урока гуманитарного цикла у дошкольников.
Возможность широкого и эффективного внедрения в процесс обучения принципа интеграции в дошкольном обучении обеспечивает его высокую результативность: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихсяВозможность широкого и эффективного внедрения в процесс обучения принципа интеграции в дошкольном обучении обеспечивает его высокую результативность: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихсяВозможность широкого и эффективного внедрения в процесс обучения принципа интеграции в дошкольном обучении обеспечивает его высокую результативность: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология интегрированного урока гуманитарного цикла у дошкольников.»
Щанкина Татьяна Викторовна
Город Саранск, Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»
Технология интегрированного урока гуманитарного цикла у дошкольников.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Возможность широкого и эффективного внедрения в процесс обучения принципа интеграции в дошкольном обучении обеспечивает его высокую результативность: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.
Именно такие знания дети получают в школе раннего развития «Малышок», которая работает в нашем Центре с 1999 года. В возрасте 5-6 лет воспитанники успешно занимаются по следующим предметам:
Родное слово;
Развитие речи и подготовка к овладению письменной речью;
Математика;
Изобразительное творчество;
Английский язык;
Ознакомление с окружающим миром;
Музыкально-ритмическая деятельность.
Такое всестороннее развитие детей невозможно без интеграции образовательного процесса. В своей педагогической практике этим урокам мы уделяем особое внимание. Они стали предметом инновационных взысканий.
Интеграция - значит объединение в одно целое. Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Нам хотелось бы поделиться своим опытом о построении и содержании таких уроков на примере уроков развития речи и знакомства с окружающим миром у дошкольников.
Возможности интеграции в данном направлении очень широки, поскольку перед уроками развития речи и перед уроками знакомства с окружающим миром стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках дошкольники знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, правилах поведения на природе, разных жизненных ситуациях.
На этих уроках есть и общая воспитательная цель - воспитать у дошкольников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу, беречь ее.
Общей остается технология применения игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет без дидактических натяжек реализовать цель и задачи урока, так как игра и связанные с ней виды деятельности: изобразительная, музыкальная, театральная – являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые, а мотивом участия в занятии является интерес ребенка.
Объектами изучения на уроках знакомства с окружающим миром и на уроках чтения являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их изучению несколько иной.
Уроки развития речи в большей мере, чем уроки знакомства с окружающим миром, должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к природе.
Приведём пример: по предмету знакомства с окружающим миром дети знакомятся с перелетными и зимующими птицами: с внешним видом дикой утки и воробья, ласточки и вороны, грача и синицы, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края или остаются, как готовятся к перелёту, как зимуют и чем питаются, когда и где выводят птенцов. А на занятиях по развитию речи дети из рассказов и сказок прочитанных педагогом узнают об этих же птицах: "»Времена года» Н.Сладкова, "Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей. Также читают стихи осенней тематики: А. С. Пушкина, С.Я.Маршака, Б.Заходера и др..
Большинство тем в учебном плане по знакомству с окружающим миром («Времена года», «Лесные звери и их детеныши», «Овощи-фрукты», «Зоопарк») изучаются в контексте с похожими темами по развитию речи.
Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их освещении на уроках развития речи и знакомства с окружающим миром позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного подхода к работе над материалом.
Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образом будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении знакомства с окружающим миром мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении развития речи, воздействуя, прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.
В интегрированном обучении большую роль играет наглядность (репродукции, фотографии, схемы, рисунки) и технические средства(магнитофон, видео, DVD).
Проанализировав проведённую работу по осуществлению интеграции уроков развития речи и знакомства с окружающим миром, нами были отмечены следующие положительные моменты, обогатившие и повысившие качество учебного процесса:
Формирование у обучающихся представления о целостности мира;
Активизация мыслительной и познавательной деятельности;
Применение полученных знаний в реальных условиях;
Формирование успешности как качества личности.
Таким образом, данная форма организации обучения, позволяет значительно повысить эффективность обучения и уровень подготовки ребенка к школе.