Краснопевцева Е.А. Поют дети / Е.А. Краснопевцева // Сборник. – Москва: Сов. Россия. – 1989. 84 с.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука / Г.М. Науменко // Методика обучения детей народному пению. – Москва: Современная Музыка. – 2013.
Сорокин П.А. Песенные узоры / П.А. Сорокин // Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Выпуск №4. – Москва: Музыка. – 1990. 66 с.
Структура конспекта занятия:
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического).
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей. Дыхательная гимнастика (упражнения: «рок-н-ролл», «кошечка», «шарик») артикуляционная гимнастика (упражнения: «футбол», «язычок по кругу», «хоботок», «полоскание»). Распевание (попевки: «Яли-яли-я», «Е, Я, Ё», «Зелены луга», «Вот иду я вверх»).
4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: включение в хороводную песню «А у нас нынче вечер был» новых движений – «топотание» в 3 куплете, хоровод на проигрыше после 4 куплета. Содержание этапа: объяснение детям, в каких куплетах в песне включается хореографический элемент.
2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание этапа: повторение текста хороводной песни, пропевание; применение полученных знаний на практике – дети без помощи педагога демонстрируют знание хороводной песни «А у нас нынче вечер был».
3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: проверка усвоения новых знаний. Содержание этапа: применение тренировочных упражнений, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Содержание этапа: беседа с обучающимися на тему понимания новых аспектов работы над выбранным произведением.
5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание этапа: контрольное пропевание хороводной песни «А у нас нынче вечер был». При наличии ошибок исполнения, педагог вместе с обучающимися еще раз проговаривает все слабые места в исполнении произведения.
6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог вместе с детьми ещё раз проговаривает все этапы работы на занятии: какие были упражнения на дыхание, какие на артикуляционной гимнастике, какие распевки пели и т.д. Педагог поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Содержание этапа: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный Задача: объяснить детям план на следующее занятие и дать домашнее задание. Содержание этапа: домашнее задание – четко проговаривать текст выученной песни. Также педагог ставит цель на следующий урок – закрепление пройденного материала.