Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 21 «Ручеек»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной к школе группе «Полянка»
по подготовке к обучению грамоте
«Страна цветов»
Провела:
Воспитатель
Романова Елена Филимоновна
Дата проведения:
Апрель 2015
г. Новочебоксарск.2015
Вид: речевое развитие
Тип: сюжетно-игровое
Форма проведения: Игра-путешествие
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи:
Образовательные:
Формирование представлений о предложении (без грамматического определения).
Упражнения в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Формирование умения делить на части слова.
Формирование умения выделять последовательность звуков в словах (из 4—х, 5-ти, 6-ти слов)
Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определенным звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
Учить производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Совершенствование умения составлять рассказы о предметах по плану-схеме.
Совершенствование речи, умения более точно характеризовать объекты и ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать прилагательные,
Развивающие:
Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
Формирование умения отстаивать свою точку зрения.
Развивать речевое дыхание, уметь отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Развивать внимание, фонематический слух.
Воспитательные
Воспитывать внимательность, навыки совместной и самостоятельной звуковой аналитико-синтетической деятельности.
Образовательные области:
Речевое развитие (развитие речи, восприятие произведений художественной литературы)
Социально-коммуникативное (игровая деятельность, нравственное воспитание)
Познавательное развитие
Художественно-этсетическое развитие
Использованная литература:
Программы «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2013г.
Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербов, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод, рекомендации / В. В. Гербов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал. Автор-составитель – О.М. Ельцова., Волгоград, 2009г.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением цветов;
Звуковой анализ слов (из3-х,4-х,5-ти,6-ти звуков)
Знакомство с буквами
Составление предложений из-3-х, 4-х, 5-ти слов.
Чтение стихов рассказов
Игры и упражнения на подбор к существительному прилагательных
Игры на составление слов из звуков, букв
Составление описательных рассказов по схеме, по картинам, из личного опыта, по серии картинок
Материалы и оборудование:
Печатные буквы «Ландыш»
Полоски-карточки с шестью окошками, фишки (зеленого, красного, синего цвета) по количеству детей
Листочки в линейку, простые карандаши
Карточки с изображением цветов
Мольберт, фломастеры
Слайд-презентация к занятию
Медиоборудование (ноутбук, проектор, экран)
Организация занятия:
По подгруппам, использование всего пространства группы, моделирование, зонирование
Методические приемы:
Игровая ситуация «Путешествие в цветочную страну»
Игровое задание «Составь слово (ЛАНДЫШ)
Звуковой анализ слова «ЛАНДЫШ»
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
Игра «Волшебные окошечки» (слова на нахождение места в слове: в начале, середине, конце)
Зрительная гимнастика «Лес»
Упражнение составление предложений
Игровое упражнение «Слова играют в прятки»
Дидактическое упражнение «Какой, какие» (подбор прилагательных к существительному)
Индивидуальное задание «Составление рассказа по картинке о цветке, используя план-схему»
Итог занятие
подарок детям
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Я предлагаю Вам отправиться в волшебную цветочную страну (слайд- 3).
В цветочной стране живут разноцветные звуки
Много с буквами хлопот
Но такой они народ
А когда с умом, толково
Их поставить в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят
Воспитатель: Какое же слово спряталось в этих буквах?
(Дети составляют из букв слово «ЛАНДЫШ») (слайд 4)
Воспитатель: Цветочная фея предлагает вам рассказать об этом слове – подумать, из каких же звуков оно состоит?
Проводится звуковой анализ слова «ЛАНДЫШ» (слайд 5-12)
-Сколько звуков в слове?
-Какой первый звук?
-Назовите второй звук? И т.д.
-Сколько гласных звуков?
-Сколько согласных звуков?
-Какие они? (твердые)
-Есть в слове мягкий согласный звук?
-Сколько частей в слове ландыш?
Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть
Пальчиковая гимнастка «Цветок» (слайд 13)
Цветочная фея придумала интересную игру. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»:
-На двери висит ……. (замок)
-Под дождем остался ………(зайка)
-В дождь мы раскрываем ……. (Зонт)
-Какой звук чаще слышится в этих словах?
Воспитатель: Вспомним и назовем слова со звуком «З», но по схеме (слайд 15-17)
Игра «Волшебные окошечки» (слова на нахождение места в слове: в начале, середине, конце)
Воспитатель: Наши глазки отдохнут.
Зрительная гимнастика «Лес»:
-Вот стоит красивый лес
В нем много сказок и чудес
Слева – сосны, справа- дуб,
Дятел сверху
Тук да тук.
Глазки ты закрой, открой.
И скорей беги домой.
Воспитатель: отправимся на полянку «Цветочных предложений»
(дети составляют предложения со словом «цветы» из 2-х, 3-х слов:
дети придумывают и «записывают»)
_ Ксюша, прочти свое предложение
- сколько слов в твоем предложении?
-Какое первое слово?
-Назови второе слово?
(Один ребенок «записывает» слово у доски)
Воспитатель: мы пришли с вами на цветочную полянку. Посмотрите здесь самый красивый цветок Цветик-семицветик. Семицветик просит вас помочь, не хватает одного лепестка. Какого (Желтого). На нем что-то написано, какое-то задание:
-Ребята Вам нужно искать новые слова в словах, названных мною:
Лепес-ток, Бо-рис, ба-бочка, лас-точка, мА-шина, патруль, король (деление слов на части).
Воспитатель: Фея предлагает вам поиграть еще в одну интересную цветочную игру (игра «Какой, Какие»)
-Как называются цветы, которые растут в поле…… (полевые)
-На лугу растут цветы……. (луговые)
-В лесу растут цветы……. (лесные)
-В комнате растут цветы….. (комнатные)
-Одуванчик цветет весной, значит цветок …… (весенний)
-Покупают в магазине цветы, за ними не нужно ухаживать. Это цветы….. (искусственные)
-Сажаю в саду цветы ………. (луговые)
-Цветы цветут ……. (цветущие)
-Любят свет ……… (светолюбивые)
-цветы растут какие……(красивые)
Воспитатель: Выросло много красивых цветов на поляне в волшебной цветочной стране.
(дети берут все по картинке, составляют рассказ по схеме)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Составим рассказ каждый о своем цветке по это схеме (слайд 19-26)
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой из цветочной страны.
-Где мы сегодня были?
-Что Вам понравилось?
- Какое задние было самым интересным?
-Что особенно запомнилось?
Воспитатель: Вас ждет подарок от цветочной Феи. Она же волшебница, оставаясь незаметной, наблюдала за вами. Она дарит вам вот такой комнатный цветок. Мы будем за ним ухаживать. А волшебница будет за нами наблюдать.