Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность с детьми старшей группы «В гости к Савватию-пчельнику»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Совместная деятельность с детьми старшей группы «В гости к Савватию-пчельнику»
В рамках проведения
Городской тематической недели «Использование современных подходов и инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях поликультурной среды Донского региона».
Подготовила и провела:
Н.В. Онищенко
учитель-логопед
Примерный конспект совместной деятельности «В гости к Савватию-пчельнику».
Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Народным календарём.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-активизация и актуализация словаря посредством закрепления знаний детей о насекомых (пчёлах);
-упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;
-обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами;
-упражнять в ориентации в пространстве и правильном употреблении предлогов;
- совершенствовать согласование речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к нашим маленьким соседям по планете (к насекомым)
Наблюдение на прогулке за пчёлами, чтение художественной литературы по теме (М. Бородицкая «Разговор с пчелой», В. Танасийчук «Рассказ о пчеле»); рассматривание альбома «Насекомые»; рассказы детей из личного опыта, составление рассказов по картине о пчёлах.
Оборудование:
• Мультимедийная презентация «В гости к Савватию -пчельнику».
Методические приёмы: словесно-диалогический, наглядный, работа с интерактивным материалом, подгрупповая и индивидуальная работа, физминутка, рефлексия.
Продолжительность: 20 минут.
Ход совместной деятельности:
Орг. момент. Дети, мне на телефон только что пришло интнресное СМС сообщение
Приглашают в гости в Старую станицу. Будут отмечать праздник Савватия Пчельника. Вот думаю, что же это за праздник такой? А вы не знаете? Савватий Пчельник… Может слова какие знакомые есть? (Пчельник – это про пчёл).
Логопед: Интересно очень. А вы хотите составить мне компанию? (ответы детей).
Логопед: Старая станица- это далеко. Пешком мы туда долго идти будем. На чём ещё можно отправиться? (ответы детей: На машине).
Логопед: Мы не поместимся. Может ещё на чём можно? (ответ детей: На автобусе).
Логопед: Тогда рассаживайтесь! (предлагает взять стульчики и поставить в 2 ряда как в автобусе)
Слайд № 1 Логоритмика «Автобус».
(1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим (2)И из окошечка глядим Всё глядим! (3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот (4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт? (5)Колёса закружились Вот так вот, вот так вот Вперёд мы покатились Вот так вот! (6)А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик Все капельки смести хотят Вжик-вжик-вжик! (7)И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, Мы громко-громко все гудим Бип-бип-бип! (8)Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот!
Выполнение движений: 1 – покачиваемся 2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны 3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони 4 - пожимаем плечами. 5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя 6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»). 7 - «крутим руль» и бибикаем. 8- подпрыгиваем
Слайд № 3, 4. Вот мы и приехали в Старую станицу, ( рассматривание скульптуры на вьезде в Старую станицу «Казачка провожает казака в поход»).
Встречает нас казачка Клавдия:
- Хочу пригласить вас в гости к дедушке Савватию – пчельнику, ведь сегодня пчелиный праздник. Пойдёте? (ответы детей).
Слайд № 5, Я – Савватий-пчельник. Пчеловод, значит. А пчелки - мои большие друзья. Дружу я с ними очень давно. Ведь раньше сахара-то не было, его заменял мед.
Слайд№ 6 Что делали из мёда? ( ответы детей: Из него готовили напитки, конфетки, варенье и ещё делали из меда фигурные пряники).
Слайд № 7 Кто знает, как мёд использовали и в медицине? Ответы: Лечили простуду, ангину, кашель, прикладывали к ранам, чтобы они быстрее зажили.
Слайд № 8 Дедушка Савватий, а что это тут у тебя такое на полянке, на домики похожие?
Савватий: Это ульи, домики для пчёл. Пчелы живут в улье. Улей - жилище для пчёл.
Слайд № 9. Возле ульев ходить нужно тихо, что бы не разозлить пчёл. Кто знает, чего нельзя делать что бы их не разозлить? (Ответы детей).
Логопед: Кто знает, что нужно сделать пчёлке что бы собрать мёд? (Ответы детей). Дедушка, лучше ты расскажи, как пчёлки мёд собирают!
Савватий: Пчела разведчица находит цветущую поляну и прилетает к улью, чтобы собрать команду на медосбор. Специальным танцем пчела показывает, где находятся цветы. Пчелы всегда запоминают, где находятся ульи и всегда возвращаются домой. Когда пчела находит нужный цветок, она начинает собирать нектар своим хоботком опуская его в цветок. Затем нектар попадает в специальный медовый мешочек, который находится на брюшке у пчелы. А вот пыльцу пчела не собирает. Пыльца сама цепляется на лапки насекомого, когда оно собирает нектар. Цветочный нектар, который пчелы принесли в улей, хранится в сотах, а затем превращается в мед. На праздник Савватия Пчельника традиционным занятием являлась уборка ульев из сада. Вместе с тем, по входу в улей определяли, какой погоды можно ожидать зимой. Если пчелы плотно перекрывали за собой леток, значит ожидался холод. Если же леток был открыт, то зима будет не такой уж и суровой.
Логопед: Пчёлы хорошо потрудились и хотят поиграть. Хотите поиграть вместе с ними? Сейчас мы с вами превратимся в пчёл и поиграем!
Итак, вечером пчёлки собрались на полянке и уснули (участники садятся на корточки и закрывают глаза).
А утром пчёлки все проснулись…
Улыбнулись, потянулись,
Раз – росой они умылись,
Два – красиво покружились.
Три - нагнулись и присели,
На четыре - полетели.
Пять, шесть – тихо-тихо сесть!
Слайд № 10. Логопед: У пчёл ещё очень много работы:
(Дидактическая игра «Куда полетела пчела?»
Детям раздаются изображения полянок, пчёлки. Логопед даёт словесную инструкцию, дети с помощью пчелы выполняют ориентацию на плоскости по заданию логопеда.
Слайд № 11. Поможем пчёлкам наполнить соты?
Логопед: Нужно собрать в соты только те предметы которые подходят к слову МЁД.
Логпед: Дети, как быстро день прошёл, расскажете родителям, что мы сегодня делали в Старой станице? Что вам больше понравилось? А что было трудным? Дедушка Савватий угощает нас медовыми конфетами. А вот и автобус! Рассаживайтесь поудобнее!
Слайд № 12 Под логоритмическое упражнение «Автобус» участники возвращаются в детский сад.
Используемая литература:
1. Решетников Н.И.: Русский народный календарьИздательство: Олма МедиаГрупп/Просвещение, 2014 г
2.Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 118 с.
3.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.
4.Залмаева Р.Я. Сам себе логопед: пособие для родителей. - СПб.: Петербург-XXI век, 1996. - 93 с.
5.Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
6.Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
6.Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: Рабочая тетрадь. - Екатеринбург: ООО "Издательский дом Литур", 2008. - 24 с.