Составление описательного монолога по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Составление описательного монолога по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Предложенный конспект поможет педагогам при подготовке к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на составление описательного монолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Составление описательного монолога по картине И.И. Левитана «Золотая осень»»
Составление описательного монолога по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Старший дошкольный возраст.
Цель занятия:
учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по пейзажной картине, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы; закрепить представление детей об осеннем времени года; продолжить знакомить с творчеством художника Исаака Левитана; развивать речь, обогащать словарный запас именами прилагательными; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Оборудование и материалы: слайдовая презентация с репродукцией картины Исаака Левитана «Золотая осень»; краски, блюда под краску; лист ватмана с изображением ствола, клеёнки, влажные салфетки; колпачки; листья из картона; макеты деревьев; корзинка с листьями из цветной бумаги; поделки из природного материала; конверт; фото поделок
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила необычный конверт. Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Воспитатель достаёт из конверта фото лесных жителей. Рассматривают его). Помните, ребята у нас в детском саду был осенний праздник. И к нам на выставку приходило много лесных гостей. Все они потом вернулись обратно к себе домой, а вот некоторые из них заблудились. Они просят нашей помощи, хотят, чтобы мы им помогли. Так что же, поможем лесным жителям? (ответы детей). Сегодня нам с вами предстоит необычное путешествие в волшебную страну. Нас ждёт много испытаний. Но для того чтобы в неё попасть, нам с вами необходимо получше узнать друг друга. Для этого надо посмотреть друг другу в глаза, прикоснуться друг к другу рукой или двумя руками и сказать: «Здравствуй». Молодцы. А так как мы с вами одна команда, давайте построим «башню дружбы», «башню команды» (дети ставят друг на друга сжатые в кулак руки).Раздаётся скрип двери.
-Ребята, слышите? Что это? Какая-то таинственная дверь.»).Давайте войдём в эту загадочную дверь (Заходят в тёмную комнату. Включается свет).
- Посмотрите, вокруг нас волшебная страна «Листопадия». Здесь так красиво! А вам нравиться, ребята? А что вы здесь видите?(Ответы детей). Оглянитесь вокруг, ребята. Вы ничего интересного не замечаете? Смотрите, вон там я вижу что-то. Давайте подойдём поближе (по покрывалом лежит «волшебный мячик». Здесь лежит какое-то послание для нас. Дорогие ребята, это первое наше испытание. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
_ В какую страну мы попали, как она называется? А в какое время года бывает листопад? Какое время года у нас по календарю? (Осень). Как вы догадались, что сейчас осень?
- Сколько месяцев длится осень? Назовите все осенние месяца?
Ребята, вот волшебный мяч, он хочет с нами поиграть.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы отвечаете на него и возвращаете мяч мне.
Д/и «Какая бывает осень?»
Если идёт часто дождь - ……(дождливая).
Если на улице холодно -……(холодная).
Если на улице сыро - …….(сырая).
Если стоит тёплая погода -……(тёплая).
Если дует ветер -……(ветреная).
Если на улице сухо - ……(сухая).
Если много жёлтых листочков -……(золотая).
- Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Идём дальше. Смотрите, что это? (листочки). А какие это листочки? (осенние).
- Молодцы, волшебники. А сейчас у нас волшебная литературная пауза. Располагайтесь поудобнее, Можете присесть на коврик и послушайте стихотворение про осень (чтение стихотворения). Скажите, вам понравилось стихотворение? А что вам больше всего понравилось в стихотворении?
- Отдохнули, идём дальше.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся не упал.
- А на лужайке чудо чудное нас ждёт. Интересно, ребята, что скрывает это полотно. Давайте подуем все дружно и посмотрим, что же получится ( дети дуют, с картины снимается ткань, которой она была закрыта). Вот это сюрприз. Это картина И.Левитана и называется она «Золотая осень». Давайте её рассмотрим.
-Чтобы вам было удобнее присядьте на лужайку. Расскажите, что изображено на картине? (Золотая осень). Что можно сказать о берёзах? (берёзы горят золотом). Что изобразил художник по берегам реки? (По берегам реки изображены желтые кустарники). Внимательно рассмотрите небо, какое оно? (голубое небо с белым облаком). Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину? Почему? Что понравилось вам на этой картине? Почему?
- Послушайте, ребята, какой я придумала рассказ по этой картине.
Примерный рассказ.
«Наступила осень. Берёзы оделись в золотые платья. По лугу протекает синяя река. По берегу реки растут жёлтые кустарники. Вдалеке виднеются зелёные деревья, поле и несколько домиков.
Небо голубое с белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: горит и переливается золотая листва солнечных лучах. А от деревьев на траву падает тень. Спокойно, тихо вокруг.»
- Скажите, ребята, вам понравился мой рассказ? А теперь я хочу послушать, как вы умеете составлять рассказы по картине. Сначала вы должны сказать, какое время года изобразил художник. Потом сказать о том, что изображено на картине. Какие берёзы? Что можно рассказать о реке? Что изображено на берегу реки?.Обратите внимание на небо? Скажите, что вы видите вдали?. А сейчас мы послушаем ваши рассказы (2-3 ребёнка).
- Молодцы. Хорошие у вас получились рассказы. А вам самим понравилось описывать картину? Это было наше последнее задание. Давайте посмотрим, получилось у нас помочь лесным жителям вернуться в волшебную страну. Вот они, посмотрите. Но они почему-то немного грустные. Давайте их развеселим и подарим наше хорошее настроение.
А для этого надо обмакнуть ладошку в тарелочку с краской и приложить к стволу. У меня сейчас хорошее, радостное настроение, поэтому я выбрала жёлтую краску. А теперь вы подарите своё настроение. Какое необычное, весёлое дерево у нас получилось.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться в группу. А поможет нам вернуться наша волшебная дорожка. (Звучит музыка. Дети проходят по дорожке и выходят из зала. Раздаётся скрип двери. Дверь закрывается). Итог занятия.
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? Что вам понравилось сегодня на занятии? Что вам не понравилось на занятии?
Конспект разработала воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 № «Жемчужина»