"Снег, лёд и вода" Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
"Снег, лёд и вода" Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Учить высказывать свои предположения. На основе полученных знаний сформулировать правила поведения со льдом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Снег, лёд и вода" Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе»
Занятие по окружающему миру в старшей группе
«Свойства снега и льда».
Программные задачи.
Познакомить со свойствами льда и снега.
Формировать представления о свойствах льда и снега.
Развивать умение сравнивать, анализировать, находить ответы на вопросы в результате исследовательской деятельности.
Воспитывать уважительное отношение к воде как удивительному веществу на Земле.
Закрепить правила поведения на водоёмах в зимнее время.
Материалы, инструменты, оборудование.
Кусочки льда разного размера (толстые и тонкие), стаканы с тёплой, прохладной и холодной водой, снег.
Предварительная работа.
Наблюдения и опыты на прогулках и в группе. Чтение художественных произведений. Рассматривание картин и иллюстраций о водоёмах.
Содержание занятия.
В начале занятия воспитатель загадывает загадки:
Дед Мороз подарки шлёт
Мягкий снег и крепкий…(лёд).
На дворе – горой,
А в избе – водой (снег).
Воспитатель. Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о снеге и льде. Проведём опыты, которые помогут нам узнать их некоторые свойства. Предлагаю вам провести первый опыт.
ОПЫТ 1. «Лёд и снег – это вода».
Воспитатель. Перед вами лежит снег и льдинки разной толщины. Какие они?
Дети. Холодные. Лёд твёрдый, а снег рыхлый.
Воспитатель. А теперь положите их и посмотрите на свои ладошки. Какие они?
Дети. Мокрые.
Воспитатель. Почему? Что происходит со снегом и льдинками в тёплом помещении?
Дети. Они тают.
Воспитатель. Рассмотрите, видно ли что-нибудь через льдинку? А через комочек снега?
(Ответы детей).
Воспитатель. Чем отличается лёд от снега?
Дети. Лёд твёрдый, прозрачный и бесцветный. Снег белый, пушистый, рыхлый.
Воспитатель. А чем они похожи?
Дети. После таяния снега и таяния льда остаётся вода.
Воспитатель. Так что же такое снег и лёд?
Дети. Это замёрзшая вода.
ОПЫТ 2.«Лёд хрупкий».
Воспитатель. Вспомните, как лужи осенью покрывались ледяной корочкой. Нам было очень интересно. И мы, конечно, сразу же хотели проверить её прочность – ходили и бегали по замёрзшей воде. Что же происходило с этой ледяной корочкой?
(Ответы детей).
Воспитатель. Но сейчас зима в самом разгаре. Лёд очень толстый. А прочный ли он? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите тонкие кусочки льда и попробуйте сломать его. Получилось? А теперь возьмите льдинки потолще и тоже попробуйте их сломать. Что произошло?
(Ответы детей).
Воспитатель. Ребята. Подумайте, можно ли подходить к проруби на водоёмах?
Дети. Нельзя. Потому что лёд очень хрупкий, легко ломается.
Воспитатель. Правильно. Это ещё одно свойство льда.
А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от нашего занятия. Давайте вспомним стихотворение «Рыбка в озере жила» и выполним к нему движения.
(дети читают стихотворение и выполняют движения).
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла.
(ноги ставим на ширину плеч, руки на поясе; наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем: ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк
Извивается – вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бёдрами влево, вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(соединяем запястья кистей рук ( раскрытая пасть) и соединяем их (закрытая пасть)
Дёрнул леску рыбачок,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
Воспитатель. Продолжим проводить опыты.
ОПЫТ 3. «Тонет ли снег (лёд)?
Воспитатель. Сейчас мы с вами выясним, будет ли плавать в воде снег и лёд?
(Дети высказывают свои предположения по этому поводу).
Воспитатель. Возьмите два стаканчика с прохладной водой. В один стаканчик поместите комочек снега, а в другой – кусочек льда. Что произошло?
Дети. Снег растаял, а лёд плавает на поверхности воды.
Воспитатель. Почему так произошло?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель. Всё дело в том, ребята, что снег тяжелее воды, а лёд – легче воды.
ОПЫТ 4. «В какой воде снег (лёд) растает быстрее?»
Воспитатель. А теперь мы проверим, в какой воде быстрее растает снег (лёд)? Возьмите по два стаканчика тёплой и холодной воды. Поместите снег в стаканчики с тёплой и холодной водой. То же сделайте со льдом. Обратите внимание, в стаканчиках с какой водой быстрее тают и снег, и лёд?
(Ответы детей).
Воспитатель. Правильно. В стаканчиках с высокой температурой лёд и снег тают быстрее.
Вот мы и провели опыты, которые помогли нам узнать некоторые свойства льда и снега. Перечислите их.
(Дети называют свойства льда и снега).
Воспитатель. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
(Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все вы были внимательными, активными. Спасибо вам!
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.