Открытое занятие о познании самых элементарных предметов которые нас окружают в данном разделе это бумага. Мы познакомились о истории происхождения бумаги, как ее изготавливают и со свойствами бумаги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Секреты обыкновенной бемаги»
Открытое занятие в подготовительной группе
«Секреты обыкновенной бумаги»
Цель: развитие у детей диалогической речи, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, бережное отношение к окружающему.
Развивающие:
Развивать познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- На раздаточном столе: бумага для принтера, плотный картон, салфетки, цветная бумага, упаковочная бумага, пластиковые тарелки с водой, кусочек ткани, ножницы (на каждого ребенка).
- На столе педагога: емкости с водой, блендер, пластиковый прозрачный ящик, бумажное полотенце бумага, клей ПВА, блестки, горячая вода, скалка.
Проблемный вопрос: Какими свойствами обладает бумага?
Варианты решения:
Бумага издает звук. Шуршит и скрипит.
Бумага не прочная.
Бумага мнется.
Бумагу можно разрезать и разорвать.
Воспитатель: Старкова Татьяна Юрьевна.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята посмотрите на видео. (дети смотрят видео «Рисунки на скалах»).
Воспитатель: Ребята что интересного вы увидели на этом видео?
Дети: Рисунки на скалах.
Воспитатель: Как вы думаете почему эти рисунки нарисованы на скалах?
Дети: Потому что раньше не было бумаги и люди рисовали и писали на скалах.
Воспитатель: Правильно ребята, и наносили они свои рисунки и надписи вот таким видом орудия труда. Оно было как и для написания так и для охоты и бытовых нужд.
Посмотрите следующее видео. (дети смотрят видео «рисунки на глиняных дощечках»).
Вот посмотрите люди со временем изобретали все более удобные предметы для нанесения надписей и рисунков.
Посмотрите на картинку где писали уже на деревянных дощечках, они очень похожи на глиняные дощечки.
На чем еще писали древние люди?
Дети: на бересте.
Воспитатель: Правильно ребята и наносили они свои надписи и рисунки вот такими предметами которые называются «писало».
На чем еще писали древние люди?
Дети: На папирусе.
Воспитатель: Да совершенно верно. И это было уже наиболее удобное средства для нанесения и хранения информации.
А в наше время рисуют рисунки на чем?
Дети: На бумаге.
Воспитатель: Да верно ребята. Мы рисуем и пишем на бумаге. А кто мне подскажет что такое бумага?
Дети:
Воспитатель: Бума́га — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры). Макулату́ра — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.
Воспитатель: Ребята а от куда мы берем берется бумага?
Дети: Из магазина.
Воспитатель: Правильно. А в магазин она откуда попадает?
Дети: Из фабрики, завода…
Воспитатель: Правильно ребята из завода по изготовлению бумаги. Посмотрите на видео как изготавливают бумагу на Пермском заводе. (дети смотрят видео).
Воспитатель: ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно вырубить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья?
Дети: Птицам негде будет жить, не из чего будет изготавливать бумагу, деревья вырабатывают кислород которым дышат люди и животные.
Воспитатель: правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. Что мы можем сделать для того чтобы у нас деревья не исчезли?
Дети: Посадить новые деревья, беречь природу….
Воспитатель: Правильно ребята. Можно посадить новые саженцы деревьев что и делают это Лесодендрологи — специалист по древесным растениям, а также кустарникам. Досконально разбираясь в особенностях различных древесных и кустарниковых растений, дендролог умело и эффективно сочетает их в насаждениях, соблюдая агротехнические правила выращивания, а за деревьями смотрит лесничий он защищает лес и следит за тем чтобы лес оставался здоровым, лесничий отслеживает признаки болезней, появление насекомых-вредителей. Если нужно, планирует санитарную вырубку деревьев. Во время такой вырубки удаляются больные, поврежденные и усыхающие деревья, т.е. те, что уже невозможно вылечить. Есть еще один защитник деревьев это Лесник. Без его помощи лесу не устоять перед человеческой безалаберностью и стихийными бедствиями.
И еще один способ предотвратить вырубку леса это делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура».
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши если этот предмет изготавливают из бумаги, если этот предмет не изготавливают из бумаги то топаем ногами
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги.
Воспитатель: Молодцы! Ребята а вы знаете что первыми научились делать бумагу в Китае и держали это долго в секрете. А от кого китайцы научились делать бумагу?
Дети:….
Воспитатель: Оказывается, люди научились делать бумагу от насекомых. (Показываю домик в виде шарика- осиное гнездо, только грязно- серого цвета.)
Воспитатель: Кто построил такой замечательный домик для ос?
Дети: сами осы.
Воспитатель: Правильно, осы крепкими челюстями пережёвывают кусочки старой древесины, превращая её в мягкую массу, а потом выплёвывают и разглаживают лапками, делая из неё тонкий листок. Он высыхает- осиная бумага готова.
Сегодня я вам предлагаю стать исследователями. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю за столы. Мы с вами проведем несколько опытов с бумагой и выясним какими свойствами обладает бумага.
1.исследование «Бумага режется или нет»
Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения. Ребята что такое картон?
Дети: толстая бумага.
Воспитатель: Верно. А какие вида картона вы знаете?
Дети: цветной, белый, коробка.
Воспитатель: Да ребята это все картон и он тоже классифицируется, Упаковочный коробки в которые что либо упаковывают и по толщине они тоже тоже разные двухслойные гофрированный, трехслойный гофрированный, пятислойный гофрированный, семислойный. Так же есть дизайнерский картон- мелованный, немелованный, гофрированный, с рисунками. Полиграфический картон- обложки книг, папки для хранения документов. Вот сколько разного картона мы с вами увидели. Давайте вернемся к нашему исследованию. Какой вывод мы можем сделать по нашему исследованию. Бумага режется?
Дети: Да.
Воспитатель: Какая бумага режется легче?
Дети: Альбомный лист режется легче.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что альбомный лист тоньше.
Воспитатель: Да правильно ребята альбомный лист легче разрезать поточу что он тонкий, чем картон так как картон толстый.
Воспитатель: Давайте перейдем к следующему исследованию.
2. «Бумага мнется»
Смять сначала ксероксную бумагу для принтера, потом картон для детского творчества.
Воспитатель: Что легче было сминать?
Дети: Ксероксный лист.
Воспитатель: А как вы думаете почему ксероксный лист легче мять чем картон?
Дети: Ксероксный лист тонкий, а картон толстый.
Воспитатель: Правильно ребята, чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Физминутка
Воспитатель: Ребята мы немного отдохнули давайте приступим к следующему исследованию.
3. «Что прочнее бумага или ткань?»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно разорвать альбомный лист, его быстро и легко разрывать на полоски. Затем разрываем ткань, но дети с этой работой не справились.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать, что прочнее?
Дети: ткань прочнее, чем альбомный лист.
Воспитатель: Правильно ребята ткань прочнее чем бумага. Давайте перейдем к следующему опыту.
4. «Бумага намокает»
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Дети: Салфетка намокла и альбомный лист тоже?
Воспитатель: А что намокло быстрее?
Дети: Салфетка намокла быстрее чем альбомный лист.
Воспитатель: А как вы думаете почему салфетка намокла быстрее альбомного листа?
Дети: Потому что салфетка тоньше альбомного листа.
Воспитатель: Правильно ребята, тогда мы сможем с вами сделать какой вывод?
Дети: Что тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Воспитатель: Бумага боится воды?
Дети: Да.
Воспитатель: Бумага материал прочный?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно ребята бумага не прочная. Я предлагаю вам узнать издает ли звук бумага.
5. «Бумага издаёт звук»
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья».
Воспитатель: Бумага что делает?
Дети: Шуршит.
Воспитатель: А теперь возьмите другой лист цветной бумаги и сомните его. Какой звук издает бумага?
Дети: Она скрипит.
Воспитатель: Правильно. Какой вывод мы можем сделать?
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно бумага издает звук при смятии и трении. Ребята а теперь выпрямите лист бумаги и скажите какой он стал?
Дети: Мятый.
Воспитатель: А мы сможем его сделать снова ровным и гладким.
Дети: Нет.
Воспитатель: А мне интересно можно ли заставить бумагу летать? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте проверим это.
6. «Бумага летает»
Может ли бумага летать? Посмотрите, у меня есть бумажный самолетик, бумажный диск, и бумажный шарик давайте я сейчас запущу их по очереди и мы посмотрим, может ли бумага летать.
Воспитатель: И так ребята какой вывод мы можем сделать?
Дети: Бумага может летать.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы наших с вами исследований.
Бумага бывает по своему строению какая?
Дети: тонкая и толстая.
Бумага прочная или не прочная.
Дети: не прочная.
Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
Дети: Да, может.
Ткань прочнее, чем бумага?
Дети: Да.
Бумага боится воды.
Дети: Да, боится.
При смятии бумага издаёт звук?
Дети: Да она шуршит и скрепит.
Бумага летает?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы вспомнили все наши исследования. А теперь мы займемся с вами самым интересным исследованием. Мы сами будем изготавливать бумагу из макулатуры.
Воспитатель: сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки бумажное полотенце, давайте каждый из вас возьмёт по листочку полотенца и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)
Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА для того чтобы наша кашица при высыхании ни крошилась.
Воспитатель: (Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий). А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Передо мной лежит одноразовая пластиковая тарелка. Нужно взять тарелку и разложить на них состав из бумаги и клея. Потом нужно положить целлофановый пакет и раскатать скалкой, чтобы наша бумага получилась ровной. Потом можно украсить вырезанной за ранее картинкой и блестками.
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки для наших мам ведь скоро праздник «День матери». Присаживайтесь за столы мы с вами будем изготавливать с вами свою бумагу из бумажной кашицы. (Изготовление детьми открыток из бумажной кашицы).
Воспитатель: Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек. Наши листы бумаги пусть высыхают. И нам пора попрощаться с нашими гостями и идти в группу на ужин. Возьмите соседа по парте и скажите до свидание нашим гостям.