kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник "Организация процесса творческого развития детей дошкольного возраста с применением системы элементарного музицирования с использованием клавес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник игр с клавесами, где главная идея это - творческая импровизация, самовыражение детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник "Организация процесса творческого развития детей дошкольного возраста с применением системы элементарного музицирования с использованием клавес"»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
Электронная почта: [email protected]


СБОРНИК


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВЕС»


Творческая импровизация, самовыражение детей







Автор-составитель

музыкальный руководитель

Приуполина А.И.














«Делай, как я»

Задача: учить детей действовать палочками по показу педагога.

Дети садятся на пол и выполняют движения с палочками по показу педагога. Педагог: «Делай, как я». Варианты игры:


  • шагать палочками по полу: «топ-топ»;

  • стучать палочками друг о друга: «тук-тук»;

  • стучать «шляпками» палочек;

  • перекладывать из руки в руку;

  • перекатывать в ладошках («греть» палочки);

  • катать «колбаски» по полу;

  • приставить «рожки» к голове,

  • спрятать за спиной.

Дети реагируют на смену движений. Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей.


«Подмигну»

Задача: находить варианты игры на палочках, проявляя самостоятельное творчество.

Дети садятся на пол по кругу. Педагог начинает игру и показывает свой вариант игры на палочках. Дети повторяют. Педагог молча меняет положение палочек и вариант игры. Дети внимательно следят за педагогом и включаются в игру.

Педагог подмигивает любому ребенку и передает ему роль ведущего. Дети должны уловить, кто стал ведущим, и продолжить игру. Ребенок-ведущий предлагает свой вариант игры на палочках, дети повторяют новый вариант. Ребёнок молча подмигивает другому участнику игры.

Игра продолжается.

Каждый ведущий придумывает свой вариант звукоизвлечения на палочках.


«Ритмульки»

Задача: придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Дети могут стоять, сидеть по кругу или свободно располагаться по комнате. Педагог ударяет палочками ритмический рисунок, дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Коля». Коля начинает играть свой ритмический рисунок, который повторяют все дети. Коля передаёт роль ведущего следующему ребёнку: «Маша». Маша про-должает игру.

Если ребенок передает ритмический рисунок в движении (ходит во время игры), задача его усложняется тем, что он воспринимает ритм на слух, не видя ведущего ребенка. Такой вариант можно использовать в старших группах.


«Индейцы» (модель С. Перкио)

Задача: манипулировать палочками, игровыми действиями передавать содержание игры. Педагог предлагает поиграть палочками и представить, что это не просто деревянные палочки, а волшебные. С их помощью можно поколдовать, если сделать вот так (дети вращают перед собой палочками).

Представим, что мы с вами индейцы из племени… (варианты детей). Магическими движениями палочек индейцы из племени «Умба-юмба» вызывают своих лошадей. Индейцы садятся на лошадей верхом и отправляются на охоту (дети стучат ритмично палочками по полу, ими-тируя топот копыт, озвучивают щёлканьем язычка).

В конце первого дня охоты индейцы напали на след динозавра (мамонта, алака-мака-чука…) и закололи добычу (со звуком «у-у-у!» ритмичными движениями в воздухе имитируют удары «копья»).

  • благодарность за удачную охоту индейцы помолились богу солнца (поднимают руки вверх и произносят заклинания: «Ахала, махала, абахала»).

Вечером индейцы развели огонь в очаге (перекатывают палочки в ладонях), сварили еду («мешают» в котле еду) и подкрепились (положить руки с палочками на колени).

С наступлением второго дня индейцы вновь отправляются на охоту (стучат ритмично палочками по полу, имитируя топот копыт, озвучивают щёлканьем язычка).

Целый день индейцы провели в пути, устали, проголодались. Они посмотрели в свои подзорные трубы (сложить руки перед глазами трубочкой), и увидели вдали на горизонте… (дети предлагают варианты добычи, игра продолжается).

Так прошёл второй день охоты. Вождь племени собрал своих индейцев и сказал, что с первыми лучами солнца они вновь отправятся на охоту. С наступлением третьего дня индейцы проснулись, запрягли своих лошадей и поскакали (игра повторяется).

В конце третьего дня охоты вождь сказал: «Вы хорошо поохотились, день был трудным, всем пора отдыхать. А с наступлением нового дня мы отправимся в прекрасную долину, чтобы посмотреть, как расцветают ночные цветы. Их лепестки тянутся не к солнцу, а к лунному свету. Но это будет новая история, которую я расскажу в следующий раз».


Бубен вождя (модель С. Перкио)

Задача: передавать ритм ударов бубна движением ног в ходьбе.

Педагог продолжает историю про индейцев и предлагает отправиться в путешествие в прекрасную долину. Путь труден и лежит через горы. Нужно идти всем вместе, чтобы не сбиться с пути и не оступиться в пропасть. Вождь задает ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритм ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен первому ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает первый ребёнок. Все идут в заданном ритме. Первый ребёнок передаёт бубен второму ребёнку и уходит в конец строя. Игра продолжается.

После окончания игры вождь племени хвалит своих индейцев за то, что все внимательно слушали удары его бубна и никто не сбился с пути. Игру можно завершить танцевальной миниатюрой с веерами и газовыми платками. Играть по ручному барабану лучше всего большой фетровой палочкой. По принципу проведения этой игры можно организовать другие подобные игры: «Мои руки – ваши ноги», «Эхо», «Соло – тутти».

Варианты ритмов:


  • П | П П ||

  • I | П l |

  • I | П I ||


Про кота (рус. нар. прибаутка)

Задача: учить импровизировать звучащими жестами и игрой на палочках-клавесах в заданном ритме.

Текст: Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота Котовича,

За Петра Петровича.


1 вариант: Рефрен: речь + ритм хлопками. Дети встают в круг. Говорят текст потешки, двигаясь в круг / из круга с ритмичными хлопками.


Эпизод: соло-импровизация ритма с использованием звучащих жестов, возгласов, выкриков, звериного языка, реплик «ух», «о-о», «да-ну», «ну, да». Первый участник группового проекта импровизирует звучащими жестами в заданном ритме.

Рефрен: игра повторяется. Рефрен всегда неизменен.

Эпизод: после каждого проведения рефрена импровизирует второй участник, третий, четвёртый и т.д.


2 вариант: Рефрен: (как 1 вариант).


Эпизод: соло-импровизация ритма с использованием палочек-клавесов (усложнение: ритмический дуэт 2-х участников).


3 вариант: Дети делятся на четыре группы. Каждая группа выполняет своё задание.

1 группа: жесты (хлоп, хлоп, шлеп, топ);

2 группа: текст с разными интонациями голоса;

3 группа: игра на палочках (или ударных инструментах);

  1. группа: движения (в круг, из круга; по кругу вправо-влево; поворот вокруг себя; покачивания на месте).


Чей нос? (рус. нар. потешка)

Задачи:

  • развивать речевые интонации и чувство ритма;


  • разучивать текст по цепочке в заданном темпе;

  • развивать внутренний слух, используя звучащую паузу;

  • использовать игровые массажные движения для передачи голосом своих ощущений;

  • учить говорить тест в различном ритме, сопровождая звучащими жестами или ударами палочек.

Текст:

  • Чей нос?

  • Славин?

  • Куда ходил?

  • Славить.

  • Что выславил?

  • Копеечку.

  • А что купил?

  • Конфеточку.

  • С кем съел?

  • Сам.

  • Почему нам не дал?


1 вариант. Педагог спрашивает, дети отвечают. Необходимо использовать различные интонации голоса: вопрос – громко (сердито, низко, грустно), ответ – тихо (трусливо, высоко, радостно).


  1. вариант «Телеграф»: 1-й участник задаёт вопрос и хлопает («ставит печать»), отправляя «телеграмму» соседу рядом; 2-й участник говорит ответ и хлопает, отправляя следующую «теле-грамму» соседу рядом; 3-й участник задаёт вопрос, хлопает и отправляет «телеграмму» дальше, 4-й – ответ и т.д. Передавать речь с хлопком в быстром темпе по цепочке.

  1. вариант «Звучащая пауза»:

а) педагог задаёт вопрос, дети, вместо ответа словами, отвечают хлопками (притопа-ми, шлепками, ударами кулачков…). Роль ведущего может выполнять ребёнок;

б) педагог задаёт вопрос звучащими жестами, дети отвечают словами.


4 вариант «Массаж» (модель С. Жилинской): Дети встают лицом в круг, поворачивают корпус вправо и кладут руки на плечи друг другу. Задают вопрос: «Чей нос?» − делают массаж соседу справа: разминают седьмой шейный позвонок большими пальцами обеих рук (выпуклая косточка сзади на шее). Дети поворачиваются влево, отвечают: «Славин». Движения массажа повторяют.

Поворачиваются вправо, задают вопрос: «Куда ходил?» – разминают соседу справа плечи массирующими движениями рук. Поворачиваются влево, говорят ответ: «Славить». Движения массажа повторяют.

Поворачиваются вправо − вопрос: «Что выславил?» − постукивают кулачками по спине; поворачиваются влево − ответ: «Копеечку». Движения массажа повторяют.

Поворачиваются вправо − вопрос: «Что купил?» − пощипывают пальцами спину; поворачиваются влево − ответ: «Конфеточку». Движения массажа повторяют.

Поворачиваются вправо – вопрос: «С кем съел?» − поглаживают по спине сверху вниз; поворачиваются влево – ответ: «Сам». Движения массажа повторяют.

Догоняют друг друга, стараясь пощекотать, задают вопрос: «Почему нам не дал, почему нам не дал?»


  1. вариант. Педагог (или ребёнок) задаёт вопрос. Дети отвечают и вводят звучащие жесты для сопровождения или удары палочек.

а) один звук (хлоп) на каждую сильную долю: Сла-вин, сла-вить, ко-пееч-ку, кон-фе-точку, сам;

б) два звука (хлоп-хлоп, или хлоп-топ): Сла-вин, сла-вить, ко-пееч-ку, кон-фе-точ-ку, сам.

в) три звука (хлоп-хлоп-топ, или хлоп-топ-топ, или хлоп-шлёп-топ…): Сла-а-вин, сла-а-вить, ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку, сам.

г) четыре звука (четыре одинаковых жеста, или различные комбинации жестов): Сла-а-вин- ٦ , сла-а-вить- ٦ ,

ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку , сам.





Тарабарский язык (модель С. Перкио)


Задача: способствовать развитию речевой импровизации, учить детей импровизировать звуками, фонемами, словами.

Один ребенок встает на стул-трибуну, он − оратор. Остальные дети − жители Тарабарского государства, собравшиеся на центральной площади. Оратор произносит ораторскую речь на тарабарском языке. Жители государсва отвечают, вступая в диалог с оратором.

Оратор: «Трам ба гату ли мала?»

Жители отвечают, стараясь передать слова оратора, как поняли.

Затем оратор опускается со стула-трибуны, жители расходятся с площади. По условному сигналу − удар в тарелку (хлопок, выкрик, свисток, колокольчик) − на стул встает новый оратор, который должен проявить своё искусство тарабарского языка. Жители собираются на централь-ной площади. Происходит диалог нового оратора и жителей.

Оратор: «Асум та гбда макира жздра васа?»


Речь оратора не должна быть заучена и составлена заранее, так как это факт сиюминутного озарения, спонтанности и свободы самовыражения. Эта способность развита не у всех детей, и данное упражнение способствует развитию речевой импровизации.



Звучащий телеграф (модель К. Виблиц)

Задача: учиться начинать исполнение по сигналу дирижёра; упражняться в произношении согласных и гласных звуков.

Дети делятся на четыре группы:

1-я группа − говорит гласные звуки: а, у, о, э, ы, я, ё, ю, е, и;

2-я группа − глухие согласные звуки: т, к, п, ф, х;

3-я группа − шипящие звуки: ж, ш, ч, щ, ц;

4-я группа − звонкие согласные звуки: 6, в, г, д, з, м, н, р.

Дирижер-телеграфист показывает движениями рук, какой группе говорить: рука протянута − связь есть, рука согнута − связь отключена, обе руки в стороны − говорят все. Дети говорят звуки по сигналу «дирижёра-телеграфиста».


Чак-чок (модель К. Виблиц)

Задача: учиться сопровождать отрывистыми звуками резкие движения частей тела.

1 вариант: дети ходят свободно по залу, при движении тела или части тела произносят отрывистые звуки: а, о, у, э, ы, и; б, п, д, т, в, ф, г, к, ш, ц, ч.

2 вариант: при встрече с партнёром хлопают в ладоши друг друга и произносят одновременно любые звуки.


3 вариант: при встрече с партнёром первый участник делает три резких движения частями тела, сопровождая отрывистыми звуками, второй участник повторяет движения и звуки первого участника (форма «зеркало»).

Пример: согнуть резко руку или ногу – «чак» (чок, тип, хоп, у, пш, бу.); наклонить или по-вернуть голову – «чик» (ас, да, зэ, фи, пик.); наклонить туловище – «чок» (топ, хип, шоп, гик, ам, бр, ух…).


Гости (модель С. Жилинской)

Задачи: учиться придумывать ритмический рисунок в группе; уметь передавать ритмический рисунок на слух.

Дети делятся на четыре группы – «дома». В каждом «доме» дети звучащими жестами придумывают совместно свой ритмический рисунок – «пирог с начинкой» (или передают ритм палочками).

По одному или парами дети ходят в гости в другие «дома». Каждый ребёнок – «гость» − должен услышать и передать вместе с «хозяевами дома» ритмический рисунок этой группы и «попробовать пирог».


Можно ходить в гости к разным группам. Следить, чтобы в «доме» обязательно оставался хотя бы один «хозяин» и встречал гостей, угощая своим «пирогом».























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Приуполина Александра Ивановна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства