kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение заучивать потешку и рассказывать ее при помощи мнемотаблиц

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи

ТемаЗаучивание потешки «Кисонька – Мурысенька»

с использованием мнемотаблицы.

ЗадачиРазвивать умение заучивать потешку, и рассказывать ее при помощи мнемотаблицы.

Формировать умение у детей отвечать на вопросы по тексту.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность

Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Предварительная работаиспользование потешек в совместной игровой деятельности, рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.

Материалы: игрушка-кошка, шапочка для кошки для подвижной игры, мнемотаблица к потешке «Кисонька – Мурысенька».

Ход: Дети сидят полукругом на стульях. За дверью раздаются мяуканье кошки — мяу!

Воспитатель: Кто к нам идет? Дети — кошка. — Как она разговаривает? Все - мяу! — Пойду, открою дверь. Вносит кошку и спрашивает:

Кисонька - Мурысенька, где ты была?

- На мельнице.

- Что там делала?

- Муку молола.

Кисонька - Мурысенька, что из муки пекла?

- Прянички.

- С кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель грозит кошке пальцем.

- Я вас буду подзывать, а вы у кошки будете спрашивать, где она была и что делала. Хорошо?

- Даяна, спроси, где была кисонька?

Ребенок спрашивает, воспитатель тихо подсказывает и отвечает за кошку.

- Диана, спроси, что она делала на мельнице? И т. д. до конца слов «не ешь одна» дети грозят пальчиком. Затем роли меняются. Ребенок берет кошку и говорит за нее, а воспитатель спрашивает. Воспитатель:Молодцы! - А сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать потешку с помощью мнемотаблицы. Воспитатель проговаривает сам потешку по картинкам, а затем просит детей повторить потешку с помощью мнемотаблицы.

- Ребятки, а кисонька хочет с вами поиграть. Проводится подвижная игра «Кошки- мышки»Воспитатель: Вы будете мышки, а мы с Уали - кошки. Уали одевает шапку и берет игрушку.

- Вы гуляете, а мы спим. Мы просыпаемся, кричим «мяу», и вы все убегаете, за стульчики - это ваши норки, там вас кошка не поймает. Игра проводится с одной кошкой 2-З раза.

- Молодцы! А сейчас мы с вами вспомним потешку про нашего кота.

- Кто хочет рассказать? Дети рассказывают:

«Как у нашего кота, шубка очень хороша».

Спрашивает 3-4 человек.

Воспитатель: - Ребятки, а как зовут детеныша кошечки?

- Дети: Котенок. - А, если их много? Котята. - Да у кошки котята, их много. Я сейчас спою вам песенку про кошечку а вы послушайте. Воспитатель поет песню «Серенькая кошечка» сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина. На последних строках дети «засыпают», как котята. Воспитатель уносит игрушку-кошку.

+❤ В Мои закладки



































ГККП «Детский сад «ЖУРАВУШКА»

АКИМАТА ГОРОДА КУРЧАТОВ»



















Конспект по развитию речи на тему: «Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»




















Воспитатель: О.Толстопятова

2020 год















































Анализ непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе ГККП «Детский сад «ЖУРАВУШКА»

АКИМАТА ГОРОДА КУРЧАТОВ»



1. Общие сведения

Возраст детей: 3-4 лет

Воспитатель: Толстопятова О.Б.

Образовательная область: «Коммуникация»

Тема: «Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы» 

Цель занятия: Обогащать и систематизировать словарный запас.

использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

В начале учебного года я выбрала тему ««Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» для самообразования.

Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехникиМнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы я использовала:

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.

Обучение рассказыванию

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

рассказ по заданной теме (сначала с помощью, а затем – самостоятельно).

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.

Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.




Воспитательные задачи:

  • Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (15 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Занятие соответствует:

  • общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

  • комплексно – тематическому принципу

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы .

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

  • сосредоточения и привлечения внимания;

  • активизации речи и познавательной активности;

  • активизации самостоятельности мышления.

  • Использование детского опыта;

  • развитие творческих способностей;

  • самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

  • с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

  • речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;

  • педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

  • педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

  • воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

  • педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

5. Замечания, рекомендации

  • стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

  • стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.


Старший воспитатель /Е.Е. Орлова/


Самоанализ НОД по развитию речи во второй младшей группе Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Данное занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет в количестве 10 человек.

Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;

  • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

  • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;

  • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;

  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитвтельные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

  • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

  • Планируемые результаты: Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен использовать простые карты-схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

  • Интеграция образовательных областей: 

  • «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

  • Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа – стоя, физкультминутка, игры, перемещение по комнате, сидя на стульчиках.




  • Дидактическая деятельность воспитателя:
    Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. На занятии использовала следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ образца, способа действий), словесные (объяснение, рассказ). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

  • Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

  • Структура занятия соблюдена, итог подведен. Материал усвоен детьми. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки); игровой материал.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены.






































Самоанализ НОД по развитию речи во второй младшей группе «Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Данное занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет в количестве 10 человек

Задачи

  1. Образовательные: обогащать и активизировать словарный запас, формировать связную речь.

  2. Развивающие: - развивать ассоциативное мышление, память

-развивать наблюдательность, интерес к окружающей миру, активность, внимание, умение рассуждать

-развивать образность речи, творческое воображение

-развивать зрительное и слуховое восприятие

-развивать эстетическое восприятие

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)

3. Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга;

- радоваться успеху.

Детям не была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, вместе с воспитателем произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Цель:  Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.


Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (мнемотаблицы ); практический: (заучивание стихотворения)

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой ситуации.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия .

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия,

через реализацию всех поставленных задач.






















































ГККП «Детский сад ЖУРАВУШКА»

АКИМАТА ГОРОДА КУРЧАТОВ



















Самоанализ занятия по развитию речи на тему:»Заучивание потешки «Кисонька – Мурысенька « с использованием мнемотаблицы»



















Воспитатель: О.Толстопятова





2019 год
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толстопятова Ольга Борисовна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства