Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности: «почему опадают и шуршат листья?»»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
Цель: Формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи:
1. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
2. Способствовать приобретению навыков исследования строения лист и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
3. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. 4. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Оборудование: картонная дорожка с сухими листьями, «лужицы» с листьями, коробка с отдельными разноцветными и разными по форме листьями, веточки с черешками, кусочки белой ткани, деревянные кубики, зеленые листики комнатного растения, лупы по количеству детей.
Предварительная работа: чтение стихов советских поэтов об осени, рассматривание картинок с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседа о осенних явлениях в природе.
Словарная работа: кромка, черенок.
Проблемная ситуация: Почему опали и почему шуршат листья?
Ход занятия
-Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка, который бегал по оставшимся на снегу опавшим листьям и сам себе задавал вопрос: «Почему опали листья и почему они шуршат?» Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе, смогли это выяснить. (Появляется Колобок).
(Проблемная ситуация): — Ребята, а вы можете сказать Колобку, почему опали, и почему шуршат листья? (ответы детей).
1. Воспитатель: — Колобок, мы с детьми приглашаем тебя погулять с нами по осеннему лесу. Вначале мы пойдем по этой тропинке. Идите вслед за мной и Колобком (дети шагают по искусственно созданной дорожке с осенними листьями). — Ребята, вы слышите что-нибудь в тишине леса? (ответы, если нет, то предлагаю одному ребенку еще раз пройти по дорожке, чтобы дети послушали шелест и шуршание листьев).
–Почему шуршат листья? (ответы детей) — А в этой стороне был дождь (показываю на другую тропинку). Видите, лужицы еще не просохли. (Дети шагают по искусственно созданным лужицам с мокрою листвой).
- А здесь вы слышите шелест и шуршание листьев? (нет). Почему листья не шуршат? (они намокли).
2. ОПЫТ: «ЧТО ЛУЧШЕ ПРОПУСКАЕТ ВОДУ – ЗЕМЛЯ ИЛИ ГЛИНА?»
- Ребята, а почему в одном и том же месте одну тропинку промочил дождь, но воды на тропинке уже нет, а на другой тропинке – есть? (ответы детей).
- Давайте проведем опыт: возьмем землю с обеих тропинок, заполним ею разные емкости и посмотрим, что будет. Аня, ты будешь дождиком, полей землю в обеих чашечках. Что случилось? Почему в одной чашечке вода просочилась очень быстро, а в другой нет? (ответы детей). Правильно. В одной чашке лесная почва – земля, а в другой – глина. Глина плохо пропускает воду.
- Ребята, Колобок спрашивает: «Почему осенью листья желтеют, краснеют и опадают?» (ответы детей).
-Ребята, вообще-то листья обычно бывают зеленого цвета, благодаря зеленому веществу, которое в них находится. Это вещество называется хлорофилл.
3. ОПЫТ: «ПОЧЕМУ ЛИСТ ЗЕЛЕНЫЙ?».
- Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. – Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна). Это и есть зеленое вещество — хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими: (дети называют — коричневыми, желтыми, красными). Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. А сейчас мы немного разомнемся.
4. ФИЗМИНУТКА: «МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ». Мы листики осенние, на ветках мы сидели (покачивание руками над головой) Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели (руки в стороны, маховые движения с поворотами вокруг себя)
И на землю тихо сели (приседание на корточки) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать, руки в стороны) Закружились, полетели (маховые движения с поворотом туловища) И на землю снова сели (приседание). Ой, смотрите, ребята, по нашему листочку карабкается паучок.
5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ПАУЧОК»
Вот идет по крыше смелый паучок (шагают большой и указательный пальцы) Маленькие ножки, тысячи топ – топ Ярко светит солнце или дождик льет, (показ пальцев в виде солнца, постукивание) К нам идет по крыше отважный паучок. (пальцы шагают, соприкасаясь друг с другом).
Воспитатель: — Осень – красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево. Благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как поступает питание от корней к листочкам. Корни берут из земли питательные вещества и воду. По стволу они поднимаются к веткам, а от веток – к листочкам. Возьмите веточки. Посмотрите — часть, которая соединяет ветку с листочком, называется черенком. Повторите — черенок.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИСТА С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ. По черенку поступает питание к листочку. Рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки?! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и, вы убедитесь в этом. Рассмотрите нижнюю поверхность листа. Край листа называется кромкой. Повторим это слово – кромка. Рассмотрите кромку у своего листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажи, Стас, какая верхушка у твоего листа? У тебя, Аня? Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Теперь, вы точно знаете, почему опадают листья? (ответы детей).
7. ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАК ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ». — Ребята, на прогулках мы с вами не раз замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно и какой листик красивее всех кружится. Возьмите по 1 листочку и поиграйте с ними, понаблюдайте за их падением: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? — Какие сделаем выводы? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее вниз и больше кружатся.
ИТОГ: Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего? О чем бы вы хотели еще узнать, какие опыты провести?