Составитель: воспитатель Нечеснова Н.М.
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Ленка. Аппликация»
разработана для детей младшей дошкольной группы МОУ Артюшкинская ОШ в соответствии с ФГОС. Во второй младшей группе занятия по «Художественно-эстетическому развитию». Лепка. Аппликация, проводится один paз в неделю. Аппликация и лепка чередуются. 18 занятий в год аппликация и 19 занятий в год лепка. Продолжительность - не более 14 минут.
Базовой программой изучения раздела является программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная пpограмма дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в лепке, аппликации.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру: формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
Изобразительная деятельность, включающая лепку, аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает, радует детей возможностью самостоятельно создать что-то красивое. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы и взаимосвязана со всеми ее направлениями.
Тема недели | Основные направления работы | Тема и формы, средства, методы и приемы организации образовательной деятельности | Образовательная часть содержания образования | Содержание, формируемое участниками образовательного процесса | Интеграция с другими образовательными областями |
Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Неделя знаний | Лепка | «Палочки» | Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. | | Наблюде- ние на прогулке. | | Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. |
До свиданья, лето! | Аппликация | «Большие и маленькие мячи» | Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать. | | Подвижная игра «Пузырь», игры детей с мячом. | | Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Мой любимый детский сад | Лепка | «Бублики» | Продолжать знакомить детей с пластилином, учить свертывать пластилиновую палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие, творчество. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений. | | Сюжетно-ролевые игры, рассматривание колец, баранок. | | Художественно-эстетическое развитие; Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Что нам лето подарило. | Аппликация | «Шарики катятся по дорожке» | Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя её (круглый шарик). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью). Развивать творчество. | | Игры с мячом. Дидактические игры. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие. |
Кладовая природы | Лепка | «Колобок» | Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонными круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот). | | Рассматривание иллюстраций; чтение худ. Литературы, показ настольного театра. | | Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Наши младшие друзья | Аппликация | «Большие и маленькие яблоки на тарелке» | Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы0. | | Дидактические игры, игры с шарами и мячами разной величины. | | Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. |
Неделя осторожного пешехода | Лепка | «Подарок любимому щенку» | Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение, творчество. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. | Игры с игрушками | Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, игрушек. | | Речевое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. |
Царство леса | Аппликация | «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке» | Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге. | | Игры в игровом уголке, рассматривание. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Золотая осень | Лепка | «Крендельки» | Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. | Игры в кукольном уголке | Рассматривание иллюстраций | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. |
Семь Я – это дом мой и семья | Аппликация | «Разноцветные огоньки в домиках» | Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий). | Наблюдение на прогулке по городу | Рассматривание иллюстраций | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. |
Мой город Ядрин | Лепка | «Пряники» | Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что-либо для других. | | Игры в кукольном уголке; | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное Социально-коммуникативное развитие. |
Моя Родина - Россия | Аппликация на полосе | «Шарики и кубики» | Познакомить детей с новой для них формой – квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называя их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные приемы наклеивания. Уточнить знание цветов. | Игры с кубиками и шарами в игровом уголке. | | | Речевое развитие; Познавательное развитие, |
Мамина неделя | Лепка | «Печенье» | Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями; сплющивать шарик, сдавливая его ладонями . Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. | Игры в игровом уголке | | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Народные календарные игры | Аппликация | «Пирамидка» | Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета. | Игры детей с предметами и игрушками круглой формы | Разбирание и собирание пирамидок. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Народная игрушка | Лепка | «Башенка» | Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно. | | Игры «Кто скорее соберет?», «Собери такую же». | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Неделя этики в детском саду | Аппликация | «Наклей какую хочешь игрушку» | Развивать воображение, творчество детей. Закреплять знания о форме и величине. Упражнять в правильных приемах составления изображений из частей, наклеивания. | Игры с игрушками | | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Новогодняя пора развлечений | Лепка | Лепка по замыслу | Развивать умение самостоятельно обдумывать содержание лепки. Упражнять в разнообразных приемах лепки. | | С/р игры, рассматривание иллюстраций. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
В здоровом теле – здоровый дух! | Аппликация | «Красивая салфеточка» | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | | Сюжетно-ролевые игры; рассматривание предметов, украшенных простыми декоративными узорами, дымковских игрушек, салфеток. | Познакомить с чувашскими узорами | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Зимние забавы | Лепка | «Мандарины и апельсины» | Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины. | Игры в игровом уголке | Рассматривание фруктов | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Хочу всё знать | Аппликация | «Снеговик» | Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании. | | Рассматривание иллюстраций, лепка снеговиков на прогулке. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Человек по имени – «Я» | Лепка | «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» | Учить создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемом прижимания. | | Сюжетно-ролевые игры в кукольном уголке. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Наши добрые дела | Аппликация | «Узор на круге» | Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева – большие круги, а между ними – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма, самостоятельность. | | Д/и «Большие и маленькие» | | Познавательное развитие; Речевое развитие |
Наши папы сильные – наши папы смелые | Лепка | «Самолеты стоят на аэродроме» | Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков пластилина. Закреплять умение делить комок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения. | Игры с игрушечными самолетиками. | Рассматривание иллюстраций. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Безопасность | Аппликация | «Цветы в подарок, маме, бабушке» | Учить составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. | | Рассматривание живых цветов, иллюстраций. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие. |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны | Лепка | «Неваляшка» | Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного. | | Игры в уголке | | Познавательное развитие Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Тает лёд, зима прошла, а весна к крыльцу пришла. | Аппликация | «Флажки» | Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы. Состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета; аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату занятия. | | Игры детей с предметами разной формы, рассматривание украшений зала. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. |
Наш дом – Земля. | Лепка | «Угощение для кукол, мишек, зайчиков» | Развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры. Развивать воображение. | | Сюжетно-ролевые игры в кукольном уголке | | Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
В мире прекрасного | Аппликация | «Салфетка» | Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. | | Рассматривание салфеток, декоративных изделий, узоров на детских вещах. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. |
Книжкина неделя | Лепка | «Зайчик» | Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями, При лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. | | С/р игры, рассматривание иллюстраций, игрушек. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. |
В здоровом теле – здоровый дух | Аппликация | «Скворечник» | Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. | | Рассматривание иллюстраций, игрушек, наблюдение на прогулке. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Тайны космоса | Лепка | «Миски трех медведей» | Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно. | | Чтение русской н. сказки «Три медведя», показ кукольного театра, рассматривание иллюстраций. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие. |
Все работы хороши | Аппликация | «Скоро праздник придет» | Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур, самостоятельно находить место флажкам и шарикам. Упражнять в умении намазывать части изображения клеем, начиная с середины; прижимать наклеенную форму салфеткой. Учить красиво располагать изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие. | | Разучивание стихотворений и песен, рассматривание иллюстраций. | | Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Моя республика – Чувашия. | Лепка | «Цыплята гуляют» | Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Учить изображать детали (клюв) приемом прищипывания. Включать детей в создание коллективной композиции. Вызывать положительный эмоциональный отклик на общий результат. | | Рассматривание иллюстраций, чтение книг. | | Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. |
Праздник – со слезами на глазах. | Аппликация | «Цыплята на лугу» | Учить детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. | | Рассматривание иллюстраций, чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок», игры в игровом уголке. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Первоцветы | Лепка | «Угощение для кукол» | Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с пластилином. Развивать воображение, творчество. | Игры с куклами | | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Семейный хоровод | Аппликация | «Домик» | Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) | Игры со строительным материалом, постройка домиков для кукол. | | | Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Скоро лето! | Лепка | «Вылепи какое хочешь животное» | Закреплять умение детей лепить животное (по желанию). Учить лепить предметы круглой и удлиненной формы, более точно передавая характерные признаки предмета. Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. | Игры с игрушками | Наблюдение за птицами на прогулке,. | | Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.:Академия,1997.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. –М.: Мозаика-Синтез,2010.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Комарова т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.с., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. –М.: Педагогическое общество России, 2006.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. –М., 2006.