«Путешествие Незнайки в прошлое родного города» - план-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие Незнайки в прошлое родного города» - план-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Путешествие Незнайки в прошлое родного города» - план-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста»
7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Методическая разработка
на тему:
«Путешествие Незнайки в прошлое родного города»
план-конспект непосредственно –образовательной деятельности
Автор: Доля Светлана Викторовна
воспитатель МБДОУ детского сада №18 г.о.Самара
САМАРА
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Дошкольное детство - пора открытий. Этот возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. [1,c.23] Наша задача показать детям, что любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Данная методическая разработка позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.
Образовательные задачи:
- Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного города), некоторые исторические сведения (знание некоторых улиц) («Познавательное развитие»);
- Систематизирование знаний о транспорте, видах транспорта («Познавательное развитие»)
Воспитательные задачи:
- Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни («Социально-коммуникативное развитие)»
- Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу.
Развивающие задачи:
- Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение;
- Пополнение словарного запаса.
Логика образовательной деятельности
Раздается стук в дверь.
Воспитатель
Ребята, прислушайтесь, кажется к нам кто – то стучится? Давайте посмотрим, кто к нам пришел. Вы догадались кто это?
Появляется Знайка
Знайка
Здравствуйте, я к вам пришел за помощью. Вчера я как обычно весь день работал в своей мастерской и наконец-то доделал машину времени. (слайд№1)
Воспитатель
Ребята, как вы думаете, что же такое машина времени и для чего она нужна Знайке? Машина времени – это такое устройство, с помощью которого можно попасть в прошлое или будущее, а еще можно посмотреть на события, которые происходили и даже поучаствовать в них. Что же случись дальше?
Знайка.
Я на ней хотел отправиться в будущее, чтобы посмотреть, как наш город Самара будет выглядеть через 100 лет. Тут ко мне в гости пришел Незнайка, (слайд№2) ему очень понравилась моя машина времени. Пока я собирал все необходимое для полета, он залез внутрь, нажал кнопку, и тут все замигало, загудело, засверкало. Я подбежал, открыл дверь, но там никого не нашел. Незнайки внутри не было. Вот что я увидел на экране… (слайд №3)
Воспитатель
Посмотрите, кто-нибудь знает, что это за здание? Правильно это наш самарский цирк. А что это за надпись – «Куйбышев»? что это означает? Ребята, раньше – 20 лет назад – наш город назывался Куйбышев, а потом его переименовали. Как называется наш город сегодня? (Самара)
- правильно машина времени указала место и время где затерялся Незнайка, что бы его найти нужно отправиться на 20 лет назад в прошлое. (слайд №4)
Знайка
Вы поможете мне найти его? Тогда поехали ко мне в мастерскую (слайд №5)
Воспитатель
Вот мы и приехали в мастерскую Знайки, здесь он проводит много времени и создает разные изобретения.
Знайка
А вот и моя машина времени. Только я с вами полететь не смогу, мне нужно остаться здесь , что бы вернуть вас из прошлого.
Ребята, посмотрите, как выглядит Самара 20 лет назад. А кто запомнил, какое название у Самары было в это время? (слайд №7)
Что же у нас на пути, что это такое? Вот такие были трамваи 20 лет назад, давайте посмотрим, что в них изменились. (слайд №8)
Как выглядели трамваи 20 лет назад и как выглядят трамваи в наше время. Ребята, а в наше время можно увидеть такие же трамваи как были раньше?
Да их можно встретить и у нас.
Давайте посмотрим, какие были троллейбусы 20 лет назад, и какие они сейчас. На много они изменились? Можно ли встретить старые троллейбусы на наших дорогах? (слайд№9)
Правильно, ребята, это потому что трамваи и троллейбусы отличаются от автобусов большим сроком службы. Они могут служить 30–40 лет
Давайте, теперь, сравним автобусы. (слайд№10) Чем отличаются автобусы прошлого времени от наших? Какой формы? Какого размера? В какой автобус поместиться больше людей? В какой меньше?
Воспитатель
Молодцы, а как вы думаете было ли метро 20 лет назад в нашем городе? (слайд №11)
Я вам открою маленький секрет, 20 лет назад в нашем городе было всего 4 станции метро:
Юнгородок
Кировская
Безымянка
Победа
Кто-нибудь знает, сколько станций сейчас в Самаре?
Сейчас у нас 9 станций и еще одна откроется в скором времени.
(слайд№12)
А теперь немного поиграем: Игра называется «Чего не хватает?» Посмотрите внимательно на картинку, что здесь изображено? Как все это назвать, одним словом?
Молодцы, теперь запомните все, что здесь изображено и попробуйте отгадать, чего не стало?
А теперь? Молодцы, теперь я точно знаю, что мы справимся со всеми приключениями
Воспитатель
А сейчас мы поедем на поиски незнайки. А повезет нас этот волшебный автобус. (слайд №13)
слайд №14)
-Ребята, куда мы попали? Как называется эта улица?
Кажется, здесь чего-то не хватает? Ведь на этом месте в наше время стоит ракета, а здесь ее нет. Ракету поставили в 2001 году, в которой открыли музей с названием «Самара космическая». Этот памятник представляет собой настоящую ракету, которую поставили в честь юбилея полета Юрия Гагарина в космос. (слайд №14)
Чтобы нам продолжить поиски Незнайки, нам нужно разгадать непростую загадку, как же называлась эта ракета? А помогут нам звездочки, отправляемся в космос!!!
А вот и звездочки, наши помощники, расположите числа в порядке возрастания. (слайд№15)
Что же здесь спряталось?
Молодцы, поехали дальше, а вот и наш автобус (слайд№16)
Воспитатель
Ребята, посмотрите - это парк Гагарина, (слайд №17) Его назвали в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Кто из вас был в парке имени Юрия Гагарина? Что вы там видели? Чем занимались?
слайд №18
Ребята, волшебный автобус ждет нас на другой стороне парка, давайте пойдем к нему через парк и посмотрим, что встретится нам на пути.
слайд №19
Ребята, это военная техника. Некоторые из них участвовали в параде победы великой отечественной войны. А потом были перевезены в наш город. Сначала эта техника стояла в парке Гагарина, а потом была перенесена в другой парк – парк Победы.
слайд №20
Давайте пойдем дальше. С самого основания парка в нем работают аттракционы, а вы катались на каких-нибудь каруселях?
Физ минутка «Веселая карусель»
Ребята становятся в круг, держатся за веревку, концы которой связаны, правой рукой, ходят по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом кругом, а потом кругом-кругом, всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде воспитателя «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Воспитатель:
Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети кладут верёвку на землю и садятся на места.
Слайд №21
Раздается сигнал автобуса.
Воспитатель
Давайте пойдем к автобус и отправимся дальше на поиски Незнайки.
Слайд №22
- Что это у нас здесь? Вот так вокзал выглядел 20 лет назад, он был гораздо меньше нового вокзала, и вмещал небольшое количество людей, рядом была построена часовня - это небольшая церковь (маленького размера). Позднее, между зданием вокзала и часовней был разбит небольшой круглый сквер. С каждым годом количество пассажиров увеличивалось, что вокзал уже не мог вмещать так много людей. Поэтому вокзал пришлось перестроить. Он прослужил нашему городу 120 лет.
Слайд №23
Вот так железнодорожный вокзал выглядит в наше время.
Слайд №24
Давайте зайдем внутрь. Что это такое? Какой вид транспорта передвигается по рельсам?
А вот и он, что - то тут не так, чего не хватает поезду?
Нам с вами нужно собрать весь поезд, но это не так просто, за каждый правильный ответ мы получим 1 вагон, готовы?
Отгадай предмет по названию частей. Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик) Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Получилось! Мы справились и с этим заданием, побежали обратно в автобус
Слайд №25
Воспитатель
Ребята, посмотрите это кукольный театр, он работает очень давно, почти сто лет. За это время много родителей и детей приходили посмотреть на спектакли различных жанров. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, что нас там ждет.
Слайд №26
Воспитатель
Много сказок смотрят дети в кукольном театре, давайте посмотрим на персонажей и угадаем что же это за сказки. Интересно, а отгадаете ли вы загадки, которые вам приготовили?
***
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед, все узнали, это - ... (дед)
***
Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки у хорошей ... (бабушки)
***
Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
***
На овчарку он похож, что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
***
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. Хвост пушистый,
Мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)
***
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
***
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок… Вы, узнали? (колобок).
Слайд №27
- посмотрите на этих персонажей из какой они сказки?
- Давайте вернемся в автобус и отправимся на поиски Незнайки.
Слайд №28
- Вот мы и приехали в цирк, значит где то здесь должен быть незнайка, зайдем и поищем его внутри. Ребята, вы нашли незнайку?
- Ура! Наконец то мы его отыскали теперь можно возвращаться обратно в современную Самару. Обратный отсчет 10,9,8…..1
Слайд №29
Полетели
Знайка благодарит ребят
Воспитатель
Ребята, какие мы молодцы, мы справились со всеми испытаниями и помогли нашему Знайке вернуть друга из прошлого.
Библиография:
Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.
http://www.lenagold.ru/fon/clipart
Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008