"Путешествие в подземное царство" конспект интегрированного занятия для старших дошкольников
"Путешествие в подземное царство" конспект интегрированного занятия для старших дошкольников
На данном занятии дети в игровой форме знакомятся с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала, закрепляют умение читать карту, учатся любить природные богатства родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Литературный ряд: русские народные пословицы, загадки о полезных ископаемых, Римма Дышаленкова «Уральские камешки».
Музыкальный ряд: муз. Е. Крылатова «Тема Крота» из к/ф «Дюймовочка» (2007 ), муз. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко «Уральская рябинушка».
Предварительная работа:чтение книги «Геология в картинках», рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых, беседа «Полезные ископаемые в нашем быту», викторина: «Что, где, когда?».
Словарная работа:месторождение, геологи, ископаемые, шахты, доисторические времена.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?
( Ответы детей – слайд №1).
Сегодня я предлагаю вам отправиться в подземное царство, чтобы посмотреть какие природные богатства находятся глубоко под землей на Южном Урале, крае, где мы с вами живем.
Почему природные богатства называются полезными ископаемыми?
(Ответы детей). Верно, полезные - потому, что они приносят пользу людям. Ископаемые - потому, что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли. А какие это богатства, мы узнаем во время путешествия. У нас будет помощник.
(Звучит музыка «Тема крота» из к/ф «Дюймовочка», на экране слайд № 2)
Кто это? (Ответы детей). Почему именно крот? (Ответы детей). Правильно, он живет под землей и знает все про множество настоящих богатств и сокровищ. Нужно найти их. А чтобы мы под землей не заблудились и нашли клад, он прислал нам карту. Только карту эту тоже нужно найти: надо пройти пять шагов вправо. (шагают и считают) А вот и карта (слайд № 3).
(Рассматривание и чтение карты.)
Как вы думаете, откуда начнем наш путь? ( Ответы детей). Верно, мы будем двигаться от цифры один по стрелке.
(Дети проходят несколько препятствий: «Дремучий лес», «Болото», «Пещера» (слайды №№ 4,5,6), выполняя различные задания :обойти, перешагнуть, подлезть,
и находят сундук).
Воспитатель. Чтобы узнать, что здесь находится, отгадайте загадку:
«Не зря она варилась в доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи». (Ответы детей)
Да, это руда. На карте она обозначается черным треугольником (Слайд № 7) Когда железную руду добывают из земли, она похожа на обыкновенный камень, а место, где глубоко под землей залегает руда, называется месторождением. ( Слайд № 8). Чтобы руда стала полезной, ее надо переработать. На каком комбинате нашего города перерабатывают железную руду? ( Ответы детей). Верно, руду везут на металлургический комбинат, чтобы переплавить в металл. А зачем людям нужен металл?
(Ответы детей). Верно, чтобы сделать станки, инструменты, рельсы, трубы.
И снова в путь. На карте новое препятствие.Если мы его пройдем, найдем новый сундук.
(Дети проходят задание «Подземные воды»- слайд № 9 и находят еще один сундук)
Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой здесь таится клад:
«Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. (Слайд № 10). ( Ответы детей).
На карте каменный уголь обозначается черным квадратом. Почему его называют каменным? ( Ответы детей). Верно, потому что он твердый, как камень. Но ведь камень не горит, почему же уголь дает пламя? (Ответы детей). Верно, он образовался из древних растений и деревьев, которые раньше росли на Земле. А добывают его глубоко под землей в шахтах.
(Слайд № 11) Что люди научились делать из каменного угля? (Ответы детей)
И снова в дорогу. У нас остался еще один клад, но он находится на поверхности Земли, поэтому нам нужно выбираться наверх. Помогут нам в этом следы, которые оставил крот.
( Слайд № 12. Ребята идут по следам (вырезанные из бумаги шаблоны разложены на полу) и «выходят на поверхность земли».
Воспитатель загадывает загадку о следующем кладе:
« Перед тем, как в стену лечь,
В печь залез бока обжечь.» ( Слайд № 13)
Какое отношение имеет кирпич к полезным ископаемым? Рассмотрите, пожалуйста схему изготовления кирпича.
( Слайд №14. Дети отвечают по схеме).
Правильно, кирпич не относится к полезным ископаемым, он только сделан из них. Это искусственный камень. Где используется кирпич? (Ответы детей).
Как вы думаете, как полезные ископаемые попадают на поверхность земли? Может ли любой из нас достать их из земли? (Ответы детей).
(Слайд № 15) Этим занимаются геологи. Именно они находят месторождения полезных ископаемых.
(Слайд № 16)На память о нашем путешествии крот решил подарить вам драгоценные камни, которые мы поместим в нашу коллекцию полезных ископаемых.
Римма Дышаленкова. Уральские камешки.
Интересно, знают дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет?
На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал!
Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.
О замечательных камнях-самоцветах крот расскажет нам в следующий раз, когда мы снова решим отправиться в подземное путешествие.
В старину люди говорили: «Сделал дело - гуляй смело»!
Мы славно поработали, пора и отдохнуть. Настало время уральский хоровод заводить!
Дети исполняют хоровод «Уральская рябинушка» и выходят из зала.