Путешествие в "Волшебную страну звуков". "Приключения Ушаситка"
Путешествие в "Волшебную страну звуков". "Приключения Ушаситка"
В статье представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет с ТНР (ОНР). Занятие направлено на дифференциацию грамматических категорий и развитие фонемаичекого слуха, анализа и представлений, профилактику оптической дисграфии, развитие словесно-логичского мышления и памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в "Волшебную страну звуков". "Приключения Ушаситка"»
«Приключения Ушастика»
Цель: знакомство со звуком [У], буквой У.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки;
- развивать фонематические слух, анализ и представления;
- развивать зрительное и слуховое внимание (профилактика оптической дисграфии), словесно-логическое мышление, память;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение правильно произносить звук [У]; различать по беззвучной артикуляции;
- учить выделять [У] из ряда звуков, в начале слова;
- познакомить с графическим обозначением звука буквой У;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква».
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к речи;
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, работать в коллективе.
Материал: игрушка заяц,индивидуальные коробки со звуковыми фишками; магнитная доска; предметные картинки-раскраски на звук [У]; цветные карандаши; изображение буквы У; счетные палочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Введение в тему.
Логопед. – Доброе утро. Сегодня я шла в наш детский сад и по дороге увидела под кустом зайчонка. Зовут его Ушастик. Он прибежал к нам, чтобы пригласит нас в гости в Волшебную страну звуков. В этой стране живут речевые звуки. Какие звуки мы называем речевыми? (Звуки, которые помогают нам говорить, звуки нашей речи)
Вы хотите отправиться с Ушастиком?
- Тогда в путь.
Рядом с другом становитесь,
Крепко за руки возьмитесь.
По извилистой дорожке
В страну звуков наши ножки
Пошагали не спеша.
Дети, держась за руки, идут за логопедом, садятся на стульчики.
2. Характеристика звука.
Логопед. – Вот мы и попали в Волшебную страну звуков.
Здесь нас ждет любимый звук Ушастика. Попробуйте догадаться какой.
Сложи губки – трубочкой -
Превращая в дудочку: у-у-у, у-у-у.
- Вы догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Конечно – это звук [У].
Посмотрите в зеркало, что делают наши губки, когда мы произносим звук [У]? (Вытягиваются трубочкой). А язычок? (Спокойно лежит во рту).
Попробуйте спеть звук [У] и потянуть воздушную ниточку.
Вспомните стихотворение о звуках, с которым мы познакомились на прошлом занятии.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный. (В. Берестов)
Звук [У] поется, воздушная ниточка тянется и не рвется, значит, звук гласный. Гласные звуки живут в домиках красного цвета. И мы будем обозначать их красной фишкой.
На магнитной доске выставляется красная фишка и символ звука.
- Посмотрите, Ушастик принес нам символ звука [У]. Запомните, что делают наши губки.
3. Различение звука на фоне звукового ряда на слух и по беззвучной артикуляции.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук».
Я буду произносит разные звуки, а вы внимательно слушать. Как только я произнесу звук [У], вы должны поднять фишку красного цвета, которая обозначает гласный звук.
- А теперь я буду говорить без звука, одними губами, попробуйте узнать звук [У] и поднять фишку.
Молодцы. Как же вы догадались, что вам помогло? (Губки вытягивались трубочкой).
4. Произнесение звука в звуковых рядах с различным ритмическим рисунком.
- Ушастик очень любит петь песенки. Все его песни состоят из одного звука [У]. Он предлагает поиграть в игру «Повтори не ошибись».
Я буду произносит звуковые ряды, а вы по очереди их повторять в след за мной: у-уу-у; ууу-у; уу-уу-уу; ууу-у-у и т.д
Молодцы, Ушастику очень понравилось, как вы справились с этим заданием.
5. Анализ звукового ряда.
- Вы так хорошо повторяли песенки Ушастика, что он придумал для вас еще одну игру «Сосчитай-ка».
- Я буду произносить звук [У], вы сосчитаете, сколько звуков я сказала, и выложите на столе такое же количество красных фишек.
Дети выполняют задание, логопед проверяет выполнение.
6. Динамическая пауза (дети выполняют движения по тексту под музыку).
Быстро с Заинькой вставай
И игру ты начинай.
Ручки выше потяни
И головку наклони.
Зайка прыгнул
Прыг да скок.
И присел он на пенек.
7. Выделение звука в начале слова. Продуктивная деятельность.
- Ребята, а как вы думаете, почему Ууушастик так любит звук [У]? (В его имени есть этот звук).
- Правильно, кличка Ушастик начинается со звука [У]. Поэтому он любит все предметы, в названии которых есть этот звук.
- Я предлагаю приготовить для него подарки. Вы согласны?
Давайте подарим ему красивые рисунки. У вас на столах лежат листочки. На них нарисованы различные предметы. Раскрасьте только те из них, которые начинаются на звук [У].
Дети проговаривают названия предметов, находят те, которые начинаются на заданный звук, затем раскрашивают их.
8. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Знакомство с буквой У.
- Мы с вами в Волшебной стране. А значит, здесь бывают чудеса и живут волшебники. Я хочу рассказать вам одну сказку.
Логопед читает сказку «Как звуки научились быть звуками».
- Вы хотите посмотреть, какое волшебное платье подарили звуку [У]?
Надев его, звук превратился в букву У.
На доске выставляется буква У.
А на что похожа бука?
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У пожожи.
У - сучок в любом лесу
Ты увидишь букву У.
- Помогите Ушастику запомнить эту букву. Из каких элементов состоит буква У. (Длинная наклонная палочка и короткая наклонная, буква смотрит влево).
- Напишите букву в воздухе. На своей ладошке. Выложите ее из палочек на столе.
9. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, мы должны назвать слова, в которых есть звук, с которым мы сегодня познакомились – звук [У].
Дети называют слова, в случае затруднения логопед оказывает помощь.
- Вот мы и в своей группе. Какие вы молодцы. Ушастику очень понравилось с вами играть. Ваши подарки он покажет своим друзьям. Вам понравилось в Волшебной стране звуков? А что понравилось больше всего? Какие игры были трудными для вас?
- Хотите ли вы еще раз попасть в Волшебную страну звуков? В следующий раз мы продолжим наше путешествие.
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. А сейчас можете отдохнуть и поиграть.