Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность «Гласные прекрасные» подг.гр.»
Проектная деятельность
«Гласные прекрасные»
Выполнила воспитатель:
Кондратьева Мария Викторовна
МБДОУ «Детский сад №14»
Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не оказывают им должного внимания. Именно это и явилось мотивом для создания и реализации проекта «Гласные — прекрасные».
Участниками проекта стали дети подготовительной группы (6—7 лет) с тяжелыми нарушениями речи, их родителей, учитель-логопед.
Проект направлен на социально-коммуникативное и речевое развитие детей. Он носит краткосрочный характер — проект недели. Проблема позволила определить следующие цели и задачи проекта.
Цель: обратить внимание родителей на речевые проблемы детей. Показать некоторые варианты помощи детям в совместной деятельности родителей и детей.
Задачи:
Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
Развивать фонематический слух, восприятие,творческое воображение на материале гласных звуков.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Закрепить образы гласных звуков.
Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта
Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные»
Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»
Логопедическая игра путешествие «В гостях у Пиши-Читая»
Подборка стихов о гласных буквах «Читаем сами»
Рукотворный альбом «Все они гласные»
Этапы создания проекта
Подготовительный этап:
- планирование работы
- подбор методического материала
- подбор игр и материалов для продуктивного этапа
Основной этап
- проведение конкурса «Веселые стихи о гласных»
- создание рукотворной книги «Гласные-прекрасные»
- создание подборки стихов о гласных буквах
- проведение дидактических игр для знакомства с гласными звуками и буквами.
Итоги проекта:
- проведение логопедической игры-путешествия «В гостях у Пиши-читая»
- выпуск рукотворной книги «Гласные-прекрасные»
- оформление выставки работ родителей с детьми «Они такие разные, но все они гласные»
- альбом стихов о гласных буквах.
План проведения мероприятий в течение недели
Дни недели
Мероприятия проекта
Понедельник
Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучения грамоте «Вместе весело играть». Звуки и буквы А, Э. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»
Вторник
Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучения грамоте «Вместе весело играть». Звуки и буквы О, У. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»
Среда
Выставка работ детей и родителей
«Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв).
Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах» Создание картотеки стихов и гласных буквах.
Четверг
Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучения грамоте «Вместе весело играть». Звуки и буквы Ы, И. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»
Пятница
Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая» с использованием мультимедийной презентации
Заключение
Таким образом, краткосрочный проект достиг своих основных целей: родители увидели проблемы своих детей,получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направленные на их преодоление, высказали желание использовать их.
Приложение 1
Картотека стихов о гласных буквах
Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Эту букву знаешь? А? Перед тобою буква «А». С. Маршак
Буква «А» всему глава, У нее солидный вид, Потому что буква «А» Начинает алфавит! А. Шибаев
В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла — Покатиться бы могла. Е. Тарлапан
Над лугами в синеве Пролетает буква «Э». Это ласточка весной Возвращается домой. В. Степанов
Вот зигзагом буква «И» — Будто молния, гляди. Ира в игры не играла, Ира «И» в словах искала. С. Иванов
Утром рано у реки Удят рыбу рыбаки. Коль улов — не чепуха, Будет вкусная уха. Л. Слуцкая
«Эге-гей!» — крикун кричит. Изо рта язык торчит. Г. Виеру
Букве «Ы» не быть вначале, Но и вы, и мы встречали Букву ту, срывая рыжик И скользя на быстрых лыжах. А. Манфиш
Посмотри на колесо — И увидишь букву «О». А. Шибаев
«А» как лесенка стоит Перед входом в алфавит. Г. Виеру
Аист нес в авоське алой: Азбуку для Ани с Аллой, Абажур, альбом — Алисе, Алычу, арбуз — Анфисе. Т. Маршаллова
На калитку посмотри: Чем она не буква «И»? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. А вот шагает буква «Ы». Без «Ы» не выучитесь вы. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква «Ы» — Все мы знать ее должны. В. Степанов
Буква «Э» на «С» дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка! А. Шибаев
Приложение 2
Приложение 2
Конспект логопедической игры-путешествия с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая»
Цель: формировать фонетико-фонематическую сторону речи детей.
Задачи:
Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Закрепить образы гласных букв.
Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
Материалы и оборудование:
карта Страны гласных,
мультимедийная презентация «В гостях у Пиши-читая» и оборудование для ее демонстрации;
гласные буквы, прикрепляющиеся к карте;
булочки в виде гласных букв для сюрприза;
«волшебный мешочек» с буквами, физкультурные палки и обручи, листы со словами из трех букв, в которых пропущены гласные.
План проведения логопедической игры-путешествия
1. Создание мотивирующей ситуации
— Ребята, сегодня пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.
Обращение Пиши-Читая: «Злая и вредная Опечатка решила всем навредить. Она стерла с карты Страны гласных все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Помогите мне найти гласные и восстановить карту Страны гласных».
Пиши-Читай: «Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту».
В ходе игры дети выполняют задания Пиши-Читая, получают гласные буквы и прикрепляют их на карту Страны гласных
Слайд 1. Песенка Пиши-Читая. Слайд 2. Обращение Пиши-Читая с просьбой о помощи. Слайд 3. Слова с пропущенными буквами: м…к, к…т, л…сь. Слайд 4. Карта Страны гласных без гласных
2. Игра «Веришь — не веришь»
Ответы на вопросы. Вопросы для детей:
— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим? — Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим? — Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды? — Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]? — Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука? — Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды? — Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?
Вопросы для присутствующих родителей и педагогов:
— Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков? — Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв? — Верите ли вы, что в слове «елка» два гласных звука — [о] и [а]? — Верите ли вы, что в слове «юла» два гласных звука — [йу] и [а]?
— Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту
3. Игра «Живые звуки»
— Замените в слове «бык» гласную «Ы» на «О». Какое слово получилось?
Далее — по аналогии.
Бык — бок — бак — бук. Дым — дом. Эхо — ухо (И т. п.)
— Молодцы, справились еще с одним заданием! Вот и эта буква — «О». Прикрепите ее на карту
4. Игра «„Волшебный мешочек“ с гласными буквами»
Узнавание гласных букв на ощупь и подбор слов, которые будут писаться с этой буквы.
— Молодцы. Вот ее то и спрятала Опечатка. Прикрепите букву «j».
5. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку
Буква волнуется — раз, Буква волнуется — два, Буква волнуется — три, На месте буква «О» — замри!
Слайд 5. Звучит веселая музыка
6. Игра «Путаница»
Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.
— Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, слова. (Астра.) — Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.) — Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором месте. (Розы.) — Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] находится на втором месте. (Кот.) — Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.) — Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.) — Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на втором месте. (Дуб.) — Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.) — Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.) — Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)
— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Вот и последняя буква с нашей карты — «Ы». Прикрепите ее к карте
— Ребята, Опечатка забрала гласные буквы, но часть их мы уже нашли и сможем вылечить слова. Вылечить их можно, если вместо точек вставить гласную букву, так чтобы получилось слово.
М…к, с…к, к…ст, т…рт, л…сь, с…ль и т. п.
Часть слов предложить взрослым («Помощь зала»).
— С этим занятием вы справились. Вот и буква «И»
8. Выкладывание гласных букв из физкультурных палок и обручей
— Что же это сделала Опечатка! Все буквы разобрала на палочки и кружочки. Припомните, какие гласные буквы можно собрать из этих частей. Соберите. Вот и буква «Э». Прикрепите ее на карту
9. Подведение итогов игры. Сюрпризный момент
Пиши-Читай: «Все буквы вы собрали на карте Страны гласных. Не удалось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечатку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала. Посмотрите внимательно, что появилось в группе нового?»
— Вот и сюрприз Пиши-Читая. На что похожи эти булочки? (На гласные буквы)
Слайд 7. Карта Страны гласных со всеми буквами. Слайд 8. Благодарность Пиши читая. Информация о сюрпризе
Литература
1. Программы дошкольных об разовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. — М., 2010. 2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.:, 2009. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. — М., 1998. 4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998. 5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб., 1999. 6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М., 2008.