Просмотр содержимого документа
«Проект для подготовительной группы по позновательно - исследовательской деятельности "Огород на окне"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 им. Ж.И. Алферова дошкольный отдел Ерзовской ООШ
Проект
для подготовительной группы
по познавательно-исследовательской деятельности
« Огород на окне»
Составитель:
Широковская О.В.
воспитатель
Туринск
2017 г.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- обогатить и расширить представления детей о растениях. Как можно вырастить лук, редис, горох, салат на окне. Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания;
- развивать интерес к развитию и росту растений;
- развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода;
- воспитывать любознательность и наблюдательность, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Проблема:уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Методы реализации проекта:беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, НОД в игровой форме.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный:
Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2.Основной:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
- дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями;
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.1 этап – подготовительный:
- Беседа с родителями «Огород на окне»
Цель: обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по
созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей «Огород на окне»
Цель: просвятить родителей по данной теме.
- Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: создать условия для реализации проекта «Огород на окне»
2 этап – основной:
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений;
- НОД«Что мы знаем об овощах»
Цель:закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойства, научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
- Опыт-наблюдение за ростом культурных растений.
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, редиса, гороха, салата.
- Труд в уголке природы.
Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
- Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Цель: получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло)
- Дидактическая игра « Что сажают в огороде»
Цель:научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
- Дидактическая игра « Подбери пару»
Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
- Наблюдения: «Растут ли наши растения»
Цель: продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
- Оформление дневника наблюдений.
Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.
- Итоговая беседа « Огород на окне»
3 этап - заключительный.
- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
- Анализ результативности.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне»
2.Консультация для родителей « Огород на окне»
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала.
Приложения
Самые лучшие загадки об овощах Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон. (Лук) Как на грядке под листок Закатился чурбачок - Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец) Огородная краля Скрылась в подвале, Ярко-жёлтая на цвет, А коса-то, как букет. (Морковь) Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста) Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)
В огороде - жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна. Вкусные в нём семена. (Тыква) У извилистой дорожки Растёт солнышко на ножке. Как дозреет солнышко, Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух) В зелёной палатке Колобки спят сладко. Много круглых крошек! Что это? (Горошек) Он кусает, только вот, Зубок есть, но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что, скажи, дружок? (Чеснок) Бурая - не мишка, В норке - но не мышка. (Картошка) Горлодёрку потри сквозь тёрку, Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года.
(Редька) В огороде хоть росла, Знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)
Народные пословицы, поговорки об овощах Лук от семи недуг Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. Лук с чесноком – родные братья. Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек) Редька хвалилась: «Я с медом хороша!» Надоел, как горькая редька. Надоел хуже горькой редьки. Морковь прибавляет кровь. Съешь и морковку, коли яблочка нет. В море огурцы сажать (т.е. преувеличивать, обманывать) Каждому овощу свое время. Всякий день с овощами, да не всякий день со щами. Любовь не картошка – не выкинешь в окошко. Капуста любит воду да хорошую погоду. Языком капусту не шинкуют. Проще пареной репы (т.е. очень просто) Дешевле пареной репы (т.е. очень дешево) Лук от семи недуг. Лук да баня все поправят. Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа)
«Лук от семи недуг»
Лук репчатый — пряное культурное растение , относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства. Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки. Кроме того, в луке имеются протеин , сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С , А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С. Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале илирастительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Задачи:
- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения);
Игровое правило: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет» Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
ОПИСАНИЕ:
- Дети, вы знаете, что сажают в огороде?
- Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет» Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь (да)
- Огурцы (да)
- Свекла (да)
- Сливы (нет)
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Стихи
Купите лук
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в. огород —
Очень интересно.
Дедушка Рох
Дедушка Рох
Посеял горох.
Землю пахал —
Тяжко вздыхал.
Когда убирал,
Пот утирал.
Когда молотил —
По пальцу хватил.
Зато когда ел,
Язык проглотил —
До того было вкусно.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики на обеих руках)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест- накрест на столе)
Картошка, Капуста, Морковка, (загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
НОД«Что мы знаем об овощах»
Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах; научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
НОД начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
- «Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.
«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (дети называют овощи)
А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (урожай, плоды)
Плоды растут. Что еще про них можно сказать? (созревают, поспевают, цветут)
Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (овощи растут в огороде, поле, а фрукты - в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам)
Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.
Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.
Вопросы, на которые нужно ответить:
Где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород);
Это овощи или фрукты;
Где используют спелые плоды;
Как цветут растения, на которых они растут;
Из чего состоит плод;
Какой он на вкус, на ощупь и на запах.
НОД «Труд овощеводов и садоводов»
Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Предварительная работа: для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.
В начале НОД воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.
Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.
Игра «Подбери пару»
Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому - же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.
Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.
Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки ) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Следующее задание — найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.
Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.
Вариант 1
Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.
Вариант 2
В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими — что он приближается к нему. Таким образом задание будут выполнять все дети.
Вариант 3
Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.
Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.