«Прогулка в лес»
интегрированное занятие по проектно-поисковой деятельности.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о птицах Казахстана, знакомить с жизнью птиц в лесу весной; развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем – моделей в рассказывании; учить анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Активизация словаря: перелётные, пернатые, стая, гнездо, скворечник.
Оборудование: Ёлочки (искусственные); шишки, деревья (искусственные); птицы (ворона, скворец, голубь, воробей, дятел, кукушка); плакат «Птицы». Картинки с птицами, диск с записями спокойной красивой музыки.
Предшествующая работа:
Беседа о жизни птиц в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за птицами на участке. Чтение рассказов К. Ушинского «Кукушечка», Е. Чарушина «Воробей», разучивание стихотворения Кастека Баянбаева «Скворечник». Составление творческих проектов о птицах Казахстана.
Методические приёмы.
Игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы, проектирование.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем выступать рассказывать о жизни птиц Казахстана. Но, чтобы узнать о них побольше, мы сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами.
Читает загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения, а помогут нам в этом карточки (дети берут по одной карточке и называют, что можно делать в лесу, а что нельзя).
Элля: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Мансур: Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будим никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Воспитатель: Правила мы повторили, пора в путь.
Идут по тропинке в лес под музыку.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.
Воспитатель: Приглядитесь, что вы видите в лесу?
Дети: Ёлочки, деревья, зверей, птицы на деревьях.
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет в лесу?
Дети: Хвоей, ёлками, свежестью, прохладой.
Воспитатель: Отгадайте, какие птицы здесь живут?
Загадывает загадки
Эта птица у природы
Как живой прогноз погоды,
Громче всех она орёт,
Если скоро дождь пойдёт. (ворона)
***
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
***
Кто летает,
Кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
***
Эту птицу знает всякий:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… (скворец)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что помогает птицам летать?
Дети: Крылья
Воспитатель: Кого боятся птицы в лесу?
Дети: Хищных птиц, лису, людей.
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Насекомыми, птицами, зерном.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть, мы превратимся в птиц.
Физминутка:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Воспитатель: Что же делают птицы весной?
Дети: Строят гнёзда, высиживают птенцов.
Воспитатель: Из чего птицы строят гнёзда?
Воспитатель: А где живёт скворец?
Ответы детей: В скворечнике.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать скворечник для нашего скворушки.
(Рассмотреть образец скворечника, из чего он сделан? Чего не хватает в вашем скворечнике?)
Пальчиковая гимнастика
Тили-тели, тили-тели-
С юга птицы прилетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели
(снова скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели.
(указательным и большим пальцами делают клюв- «птицы поют»)
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята мы столько узнали про жизнь птиц в нашем лесу, но у нас в Казахстане живёт очень много разных птиц и о них вам сейчас расскажут Алёша Катышев, Никита Ловкин и Серёжа Степовой.
Проект «Птицы Казахстана».
Воспитатель: Ну, вот, ребята, прогулка в лес закончилась, пора возвращаться в детский сад. О чём новом узнали во время путешествия?
По окончании занятия оформляется выставка творческих проектов детей «Птицы Казахстана»