kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»»











Программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Твори добро»























Содержание

  1. Паспорт программы ……………………………………………………….2

  2. Ведение………………………………………………………………….….5

  3. Актуальность программы …………………. 5

  4. Основные принципы программы……………………………………… 6

  5. Основные направления программы …………………………………… 7

  6. Формы работы ………………………………………………….................7

  7. Этапы реализации программы ………………………………………… 8

  8. Основное содержание программы ……………………………………….8

  9. Целевые ориентиры………………………………………………………13



















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания «Твори добро»

Разработчики программы

Творческая группа педколлектива

Основные цели программы

  • Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.

  • Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.


Задачи программы

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.

  • Воспитание  чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.

  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

  • Приобщение к культуре и традициям русского народа.


Участники реализации программы




  • Дети

  • Педагоги

  • Родители

  • Социум


Методическое обеспечение программы.


Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

- педагоги ДОУ;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

- Рославльский Историко-Художественный музей;

- Библиотека им. Рыленкова;

- Дом детского творчества;

Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Ожидаемые результаты








В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

  • о духовных и нравственных ценностях;

  • о ценностном отношении к окружающему их миру;

  • об истории и культуре своей страны;

  • научатся беречь и поддерживать красоту;

  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

Ожидаемые конечные результаты








Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.






Актуальность программы «Твори добро»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

  Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

 

Основные принципы программы:


1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).




  Основные направления программы:


Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование духовности  дошкольников через отношение к живой и неживой природе;

  • восприятие литературных произведений;

  • эстетическое развитие детей;

  • сотрудничество семьи и ДОУ

  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.


Формы работы:


С детьми:

  • Организованная образовательная деятельность;

  • Беседы;

  • Прогулки;

  • Наблюдения;

  • Игры;

  • Праздники;

  • Литературные вечера, досуги;

  • Экскурсии;

  • Выставки;

  • Чтение художественной литературы;

  • Встречи с интересными людьми

С кадрами:

  • Методические объединения;

  • Педагогические советы;

  • Семинары;

  • Консультации;

  • Анкетирование;

  • Обмен опытом;

  • Самообразование;

  • Курсы повышения квалификации;

  • Взаимопосещения;

  • Открытые просмотры;

  • Мастер-классы;

  • Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

  • Родительские собрания;

  • Дни открытых дверей;

  • Консультации;

  • Совместные акции;

  • Вечера отдыха;

  • Выставки;

  • Праздники;

  • Спортивные мероприятия;

  • Анкетирование


Этапы реализации программы


    1. Диагностический:

  • Выявление затруднений участников Программы;

  • Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

    1. Теоретическое исследование:

  • Изучение теоретических вопросов;

  • Предварительная работа, сбор материалов;

  • Организация работы творческих групп.

    1. Практическая часть:

  • Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;

  • Наработка практического материала;

  • Установление взаимосвязи с социальными институтами.

  • Разработка и реализация проектов.

    1. Подведение итогов работы:

  • Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.



Основное содержание программы «Твори добро».


  Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.


Тематические блоки:


Наименование

блока 

Основные темы

Задачи

Формы работы

I Ты да я

«Мой детский сад»

«Моя семья»

«Все на белом свете солнышкины дети»

«Вглядись в себя – сравни с другими»



«Я и моё имя»



«Чем мы похожи, чем отличаемся»


- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.

- Повысить педагогическую культуру родителей

- Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

- изучение семей, семейных традиций

- создание альбомов о семье

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы.

-составление генеалогических деревьев;

- проведение совместных вечеров, праздников

II Мой любимый город


История города


Достопримечательности города



«Тепло родного дома»




- Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;


- Чтение художественной литературы

- совместные экскурсии,

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- создание фотоальбомов «Путешествие по городу»

- участие в акциях

- участие в концертах

- изготовление макета города,

- разучивание стихотворений, песен

III Обучение и труд рядом идут

Профессии


«В труде человек хорошеет»

- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;







- чтение художественной литературы;

- участие в субботниках;

- создание фотоальбома «Профессия моих родителей»

- сюжетно-ролевые игры;

- продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

самообслуживание, дежурство

- участие в смотрах-конкурсах

- создание предметно-развивающей среды

IV Край мой Смоленский

История Смоленского края


Природа Смоленской области


Достопримечательности



По святым местам Смоленщины


-Формировать представления о родном крае;

-Расширять знания о природе родного края;

-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;




- создание фотоальбома

- беседы

- выставки сотворчества

- проведение консультаций, родительских собраний

- чтение художественных произведений

- проведение досугов

-виртуальные экскурсии, презентации


V Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день»


«Дружим с добрыми словами»


«Подари другому радость»


«Добрым жить на белом свете веселей»

Чего в других не любишь, того не делай сам


«Хорошие песни к добру ведут»


День добрых дел

- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;


-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;


-Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;


-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;


-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

- беседы

- чтение художественной литературы

- театрализация по мотивам сказок

- игры

- проведение акций

-создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»

- проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»

- анкетирование

- разучивание стихотворений, песен

VI Я - Россиянин

Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);


Сохраним и приумножим растительный и животный мир

России


«Мы соберем дружный хоровод»


«С русским задором по русским просторам»


Мы помним и гордимся


Традиции народных праздников


Любимые сказки


«Я имею право…!»


«Наши соседи»

- Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;


-Воспитывать бережное отношение к природе;


- Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;


- Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

- Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;






- беседы

- чтение художественной литературы

- рассматривание альбомов, карт, репродукций

- участие в конкурсах

- педагогические проекты

- продуктивная деятельность

- проведение тематических праздников

- ООД

- познавательные праздники, досуги

- ярмарки

- сюжетно-ролевые игры

- встречи с интересными людьми

- народные игры

VII Братья наши меньшие

«Домашний любимец»


«Дружок»


«Мы с тобой одной крови»


«Не проходите мимо»


«Села птичка на окошко»


«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»



Что бы сделал я


«Мы в ответе за тех, кого приручили»



-Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;


-Формировать основы

поведения в обращении с животными;


-Учить оказывать помощь животным;

- создание книги «Наши питомцы»

-беседы о бездомных животных

- проведение акций

-чтение художественных произведений о животных

- ООД

-создание презентаций

-создание песочной анимации «Пропала собака»

-показ спектаклей

-выставки рисунков

-составление рассказов

-решение проблемных ситуаций






VIII Природа – наш дом

«Природа родного края»


«Солнце, воздух и вода»


«Давай пройдёмся медленно по лугу…»


«Не навреди»


«Дорогою добра»

-Воспитывать гуманное отношение к природе;


- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде

-показ презентаций

- беседы

- чтение художественной литературы

- ООД

- театрализация по мотивам сказок

- игры

- проведение акций

- разучивание стихотворений,

песен

-педагогические проекты

- продуктивная деятельность

-выставки рисунков и поделок




Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах

  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

  • Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

  • Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности

  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться

  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности

  • Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней


Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения





14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»

Автор: Герасина Светлана Ивановна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства