Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»
Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро»»
Программа
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Твори добро»
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………….2
Ведение………………………………………………………………….….5
Актуальность программы …………………. 5
Основные принципы программы……………………………………… 6
Основные направления программы …………………………………… 7
Формы работы ………………………………………………….................7
Этапы реализации программы ………………………………………… 8
Основное содержание программы ……………………………………….8
Целевые ориентиры………………………………………………………13
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа духовно-нравственного воспитания «Твори добро»
Разработчики программы
Творческая группа педколлектива
Основные цели программы
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.
Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.
Задачи программы
Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Приобщение к культуре и традициям русского народа.
Участники реализации программы
Дети
Педагоги
Родители
Социум
Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
- педагоги ДОУ;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
- Рославльский Историко-Художественный музей;
- Библиотека им. Рыленкова;
- Дом детского творчества;
Источники финансирования
Привлечение внебюджетных средств
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к окружающему их миру;
об истории и культуре своей страны;
научатся беречь и поддерживать красоту;
проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;
Ожидаемые конечные результаты
Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы «Твори добро»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основные направления программы:
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
восприятие литературных произведений;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и ДОУ
обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы:
С детьми:
Организованная образовательная деятельность;
Беседы;
Прогулки;
Наблюдения;
Игры;
Праздники;
Литературные вечера, досуги;
Экскурсии;
Выставки;
Чтение художественной литературы;
Встречи с интересными людьми
С кадрами:
Методические объединения;
Педагогические советы;
Семинары;
Консультации;
Анкетирование;
Обмен опытом;
Самообразование;
Курсы повышения квалификации;
Взаимопосещения;
Открытые просмотры;
Мастер-классы;
Участие в конкурсах разных масштабов.
С родителями
Родительские собрания;
Дни открытых дверей;
Консультации;
Совместные акции;
Вечера отдыха;
Выставки;
Праздники;
Спортивные мероприятия;
Анкетирование
Этапы реализации программы
Диагностический:
Выявление затруднений участников Программы;
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
Теоретическое исследование:
Изучение теоретических вопросов;
Предварительная работа, сбор материалов;
Организация работы творческих групп.
Практическая часть:
Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;
Наработка практического материала;
Установление взаимосвязи с социальными институтами.
Разработка и реализация проектов.
Подведение итогов работы:
Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.
Основное содержание программы «Твори добро».
Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.
Тематические блоки:
Наименование
блока
Основные темы
Задачи
Формы работы
I Ты да я
«Мой детский сад»
«Моя семья»
«Все на белом свете солнышкины дети»
«Вглядись в себя – сравни с другими»
«Я и моё имя»
«Чем мы похожи, чем отличаемся»
- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.
- Повысить педагогическую культуру родителей
- Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства
- изучение семей, семейных традиций
- создание альбомов о семье
-тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие работы;
-педагогические наблюдения;
-беседы.
-составление генеалогических деревьев;
- проведение совместных вечеров, праздников
II Мой любимый город
История города
Достопримечательности города
«Тепло родного дома»
- Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;
- Чтение художественной литературы
- совместные экскурсии,
- творческие работы;
- проекты;
- выставки;
- семейные чтения;
- создание фотоальбомов «Путешествие по городу»
- участие в акциях
- участие в концертах
- изготовление макета города,
- разучивание стихотворений, песен
III Обучение и труд рядом идут
Профессии
«В труде человек хорошеет»
- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
- Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;
-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;
-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;
- создание фотоальбома
- беседы
- выставки сотворчества
- проведение консультаций, родительских собраний
- чтение художественных произведений
- проведение досугов
-виртуальные экскурсии, презентации
V Дорога добра
«Доброе слово, что ясный день»
«Дружим с добрыми словами»
«Подари другому радость»
«Добрым жить на белом свете веселей»
Чего в других не любишь, того не делай сам
«Хорошие песни к добру ведут»
День добрых дел
- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;
-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;
-Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;
-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;
-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;
- беседы
- чтение художественной литературы
- театрализация по мотивам сказок
- игры
- проведение акций
-создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»
- проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»
- анкетирование
- разучивание стихотворений, песен
VI Я - Россиянин
Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);
Сохраним и приумножим растительный и животный мир
России
«Мы соберем дружный хоровод»
«С русским задором по русским просторам»
Мы помним и гордимся
Традиции народных праздников
Любимые сказки
«Я имею право…!»
«Наши соседи»
- Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;
-Воспитывать бережное отношение к природе;
- Приобщать детей к духовному наследию русского народа;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;
- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;
- Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;
- Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание альбомов, карт, репродукций
- участие в конкурсах
- педагогические проекты
- продуктивная деятельность
- проведение тематических праздников
- ООД
- познавательные праздники, досуги
- ярмарки
- сюжетно-ролевые игры
- встречи с интересными людьми
- народные игры
VII Братья наши меньшие
«Домашний любимец»
«Дружок»
«Мы с тобой одной крови»
«Не проходите мимо»
«Села птичка на окошко»
«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»
Что бы сделал я
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
-Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;
-Формировать основы
поведения в обращении с животными;
-Учить оказывать помощь животным;
- создание книги «Наши питомцы»
-беседы о бездомных животных
- проведение акций
-чтение художественных произведений о животных
- ООД
-создание презентаций
-создание песочной анимации «Пропала собака»
-показ спектаклей
-выставки рисунков
-составление рассказов
-решение проблемных ситуаций
VIII Природа – наш дом
«Природа родного края»
«Солнце, воздух и вода»
«Давай пройдёмся медленно по лугу…»
«Не навреди»
«Дорогою добра»
-Воспитывать гуманное отношение к природе;
- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде
-показ презентаций
- беседы
- чтение художественной литературы
- ООД
- театрализация по мотивам сказок
- игры
- проведение акций
- разучивание стихотворений,
песен
-педагогические проекты
- продуктивная деятельность
-выставки рисунков и поделок
Целевые ориентиры
Младший дошкольный возраст
Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи
Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах
Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым
Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи
Формирование начал экологической культуры
Средний дошкольный возраст
Осознание принадлежности к своему городу, национальности
Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку
Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться
Развитие способности верить в себя и в свои возможности
Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней
Старший дошкольный возраст
Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству
Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины
Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться
Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества
Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения