Сроки реализации проекта: 2019 – 2020 учебные годы
Актуальность проекта: К концу ХХ века в России произошли глубокие социально – экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ века данное число детей не превышало 17% (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).
Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «общее недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь формирования лексико– грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа - операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом (Т.А. Ткаченко).
Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия, объединения усилий логопеда, воспитателей и родителей по преодолению фонематического недоразвития у детей.
Актуальность этой проблемы и определило тему моего проекта.
Цель проекта: разработать и апробировать игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия, способствующие не только эффективной коррекции речевого дефекта, но и развитию мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников и сделать её эффективной.
Задачи:
Разработать игры и игровые приемы для развития фонематического слуха и восприятия старших дошкольников.
Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.
Сформировывать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слогов из слов (синтез).
На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.
Выявить эффективность проведенной коррекционно – педагогической работы.
Участники проекта:
учитель логопед
воспитатели логопедической группы
воспитанники старшей логопедической группы
родители воспитанников
Гипотеза: В ходе реализации проекта, разработанные игры помогут сделать учебный материал увлекательным, создадут радостное рабочее настроение, облегчат и ускорят процесс усвоения знаний. Дети будут использовать свои знания в учебной деятельности.
Этапы проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(II – я половина сентября – I-я половина октября)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
«Высоко – низко»
«Найди пару»
«Какая машина проехала»
«Три медведя»
«Угадай, чей голосок»
«Солнце или дождик»
«Где позвонили?»
Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме» Интегрированные занятия с музыкальным руководителем.
Мониторинг фонемати- ческого восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование родителей на тему: «Выявление представлений родителей о роли фонематического слуха для дошкольников» 3.Консультирование родите- лей по теме «Фонемати- ческий слух – основа правильной речи»
«Дятел»
«Сердитый ворон»
«Необычная песенка»
«Цепочка слов»
«Отгадай загадку»
«Доскажи словечко»
«Короткие и длинные»
«Упрямые Звуковички»
«Дружные гномики» 1.Совместное с родителями изготовление пособий, игр по развитию фонематичес- кого слуха.
2.Информационные стенды для родителей «Вопрос- ответ», «Развитие фонемати- ческого слуха при изучении гласных звуков» 3.Родительское собрание на тему: «Преодоление фоне- матических нарушений у дошкольников с ОНР» 4.Интегрированное занятие совместно с инструктором по физическому воспитанию
Мастер класс для роди- телей «Влияние фонемати- ческого слуха на развитие речи»
Совместное с воспи- тателями изготовление игр по развитию фонемати- ческого слуха и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Круглый стол для родителей «Результаты совместной деятельности родителей и специалистов».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоги работы над проектом
В ходе реализации проекта у детей сформировался высокий уровень развития фонематического слуха.
Повысился интерес детей к логопедическим занятиям.
Наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи.
Появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребенка.
На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект несомненно актуален и имеет большую практическую значимость.
Диаграмма уровня развития фонематического слуха на начало и конец реализации проекта