Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи проекта:
познакомить с профессией метеоролога;
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
формировать представления о четырех частях света;
познакомить детей с назначением метеорологической станции;
привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Сроки реализации: апрель 2019 г – сентябрь 2019 г.
План реализации:
1 этап: организационный (апрель)
Цель: планирование и разработка метеоплощадки.
Содержание:
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
2 этап: основной (май - август)
Цель: реализовать задуманные планы с помощью родителей и детей.
Содержание:
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
3 этап: результативный (сентябрь)
Цель: подведение итогов.
Содержание:
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Формы работы по проекту:
Беседы
Наблюдения в природе
Книга народных примет
Опыты-эксперименты
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Слушанье музыки
Работа с родителями
Содержание проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своем участке метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
наблюдать за небом и облачностью,
с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
измерять количество осадков с помощью дождемера,
определять температуру воздуха с помощью термометра,
с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия
Задачи мероприятия
Форма проведения
Что такое метеоплощадка?
Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.
Презентация.
Что такое погода?
Знакомить с погодными явлениями
Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы
Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду
Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,
«Лунного календаря»
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
.
Беседа-путешествие
Что такое компас?
Формировать представление о частях света, познакомить с компасом
Презентация
Откуда дует ветер?
Обучать детей работе с компасом
Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Измерение осадков.
Познакомить со способами измерения осадков.
Занятие на
метеоплощадке
Какие бывают термометры?
Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром
Занятие в экологической лаборатории
Чем измерить скорость ветра?
Познакомить со способами определения скорости ветра
Занятие на
метеоплощадке
Для чего нужен барометр?
Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним
Занятие на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи
Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.
Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке
Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.
Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями:
Мероприятия:
1. Создание родителями картотеки « Народные приметы о погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека