kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Мой родной край» подготовительной группы «Репка» компенсирующей направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Мой родной край»

подготовительной группы «Репка» компенсирующей направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Мой родной край» подготовительной группы «Репка» компенсирующей направленности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 КВ» г. Пикалево.




Годовой проект «Мой родной край» подготовительной группы «Репка» компенсирующей направленности.
























Проект «Ознакомление с родным краем,
как средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста»



«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, району, краю;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, районе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом, районом, краем, их достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый уголок. Чаще всего любимым селом, городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. Причем неважно, село это или город-миллионер. У каждого любовь к малой родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя свою малую родину и увековечивая память о ней. Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Пикалево, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и ее влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с малой родиной, ее достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми села, района, края.

Родители не имеют достаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – Ленинградская область в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, район, край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, району,краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о Бокситогорском районе, Пикалево, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Краснодарского края.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, традициях Краснодарского края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях

  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,

  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,

  4. экскурсии по селу,

  5. пополнение развивающей среды,

  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.









Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей старшей группы на 2016-2017 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома,

- составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Октябрь

История возникновения города Пикалево

- Беседа «Я люблю свой детский сад и город, где я живу» (беседы о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказ, заранее подготовленного ребенка (вместе с родителями) об исторических местах и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы) ;

- рассматривание фотоальбома «Город- мой Пикалево») .

- оформление стенда «Город теперь и прежде»

Ноябрь

История возникновения района

- изготовление альбома «Природа моего края»,


Декабрь

Знакомство с гербом села, района

- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном села, района

Январь

Пикалево – спортивный город

- малые олимпийские игры,

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Февраль

Они прославили наше город

- беседа о людях, прославивших наш город, участниках боевых действий,

- беседа о важности труда всех людей

Март

Папа, мама, я – Пикалевская семья

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- Папа, мама, я Пикалевская семья (викторина)

Апрель

Экскурсия по городу

- Экскурсия по городу.

Составление карты города с пометкой (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.

- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Май

Боевая слава села, района

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами,

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне






Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2017 -2018 учебный год.


Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

С чего начинается родина

- Беседа «Наша Родина – Россия» (показ слайдов с сопутствующим чтением стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина»;

- чтение стихов о Пикалёво,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь

Моя малая родина, дороже которой нет


- прогулки по городу,

- рассказы о достопримечательностях, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- звание «Почетный гражданин»,

- изготовление альбома совместно с родителями «Мой край - моя судьба»,

Ноябрь

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»


Декабрь

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России, края, района, села

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба города (района)

Январь

Наша Родина Россия

- экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина»;

- беседа о березке – символе России;

- стихи и песни о березке;

- разъяснение значимости понятий «Россия – Родина моя», «Моя малая Родина») .

Нахождение на карте области, района села в котором живем.

Рисование на тему «Моя Родина».

Февраль

Пикалево – славный город

- Русские народные подвижные игры.

- Беседы о народных приметах, народных промыслах и ремеслах.

Март

Спортивный край

- история проведения соревнований в Пикалево,

- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Апрель

Вот моя улица

- экскурсия по городу,

- знакомство с улицами:

Май

Боевая слава

- Беседа «Этот День Победы» (беседы о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны; рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий с изображением памятников, обелисков воинам; просмотр презентации «Города-герои») .

Чтение Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», Л. Кассиль «Сестра», «Главное войско», «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом», Г. Рублев «Солдаты мира».

Заучивание стихотворения А. Усачева «День Победы».

Экскурсия к памятнику с возложением цветов.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,

  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Пикалево доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Приложение 1

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm

Диагностика

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» ­Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.



Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.

Материалы: Герб города Пикалево.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Пикалево.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Пикалевского герба. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город». Д\игра «Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее «В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашей Ленинградской области ; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Рядань»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Пикалево?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной город

Символика родного города

История народной культуры и традиций

Историко-географический и природный компоненты родного края

Личностное отношение к родному городу

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Пикалево, ; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название города, свой домашний адрес, герб города ; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности

- Нравственнопатриотические чувства к истории, культуре, природе родного города, Бокситогорского района ,Ленинградской области;

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в минимузее ДОУ)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет для родителей

- Составление перспективного плана работы

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий минимузей в ДОУ «Люблю тебя, мой край»

- Уголок по краеведению в группе.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Елена Михайловна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства