Просмотр содержимого документа
«Практическое пособие «Карта развития ребенка с ОВЗ в системе психолого-педагогического сопровождения»»
Практическое пособие «Карта развития ребенка с ОВЗ в системе психолого-педагогического сопровождения»
учитель-дефектолог Силаева Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63» г. Нижнекамск
Карта развития была разработана в соответствии с методиками Забрамной С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей, Стребелевой Е.А. Обследование детей дошкольного возраста. К карте развития прилагаются методические рекомендации и материал в форме мониторинговых карт для обследования, 3-х альбомов для обследования детей с ЗПР, аутоподобным поведением, умственной отсталостью.
Выявленные сведения являются необходимыми для мониторинга развития ребенка. В карте можно проследить изменения в знаниях, умениях и навыках ребенка, в том, как отвечал ребенок, продуктивна или нет его деятельность, насколько деятельность самостоятельная или она не происходит без помощи взрослого. А так же определяется характер предлагаемой помощи.
Материал для обследования предлагается ребенку в зависимости от возраста, особенностей психофизического развития и степень предлагаемого материала варьирует от простого к сложному.
Данная карта будет полезна при создании индивидуальной программы для детей с ОВЗ как в коррекционных учреждениях, так и для детей в общеобразовательных учреждениях в рамках инклюзивного образования.
Карта развития помогает выявить умение ребенка общаться, при этом уточняется, достаточно ли легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведет себя.
Обследуется состояние общей и мелкой моторики: четко ли выполняет ребенок задания на статическую и динамическую координацию, удерживает позу кисти руки.
Изучается целостное восприятие предметов и способы действия ребенка: действует путем «проб и ошибок», использует словесно-направляющую помощь взрослого, складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения.
Вариантом конструктивной деятельности является составление пирамиды, составление и выкладывание матрешки, раскладывание палочек, «почтовый ящик (доска Сегена).
Изучается знание цвета и формы, умение ребенка сличать, выделять по слову, называть основные цвета и их оттенки, геометрические фигуры.
Пространственные отношения предполагают умение ребенка ориентироваться на листе бумаги, различать правую и левую руку.
Важное значение имеет сформированность представлений об окружающем мире, определение запаса имеющихся сведений и представлений. Умение ориентироваться во временных представлениях.
Выявляется уровень развития внимания, памяти ребенка.
Обследуется умение классифицировать предметы, сравнивать их по величине, цвету, форме, назначению, умение анализировать, выполнять словесно-логические задания.
Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения определяется при помощи серии сюжетных картинок, разбирать нелепые ситуации и выражать эмоциональной реакции.
Отдельным пунктом рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы: дает ребенок адекватную реакцию и понимает ярко выражено эмоциональное состояние, его поведение адекватное или недостаточное.
Определяются способы интеллектуальной деятельности - действует ли ребенок целенаправленно, обращается за помощью, воспринимает помощь, умеет переносить подсказанный прием на выполнение аналогичных действий, не отвлекается от поставленной задачи, критичен к результатам действий, переключается на другой вид деятельности.
Ожидаемые результаты: Подбор материала в соответствии с психофизическими особенностями ребенка помогают сделать процесс определения возможностей наиболее полным, а это в значительной степени помогает в составлении индивидуальной программы и дальнейшего изменения условий подачи коррекционно-развивающего материала, что приводит к положительной динамике развития каждого отдельного ребенка.
Данное пособие окажет неоценимую помощь в работе с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждения различного уровня: общеобразовательном или специализированном с учетом ФГОС
Литература:
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.