IЭтап Обсуждение реального события | - Здравствуйте дети, сегодня у нас необычный день к нам пришли гости. Поздороваемся. Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Хорошее настроение-залог успешной работы. Я живу в большом многоэтажном доме. - А в каких домах живете вы? - Сколько этажей в вашем доме? - Дети, а что мы знаем о домах? - У вас деревянные, кирпичные или панельные дома? - Как вы думаете, зачем нам нужен дом? - А как вы думаете, дома всегда были такими, как сейчас? - Но, так выглядели дома не всегда. - А хотите ли вы узнать, какие жилища были в далекие древние времена? - Откуда мы можем получить информацию? | Задаёт вопросы, стимулирует процесс мышления | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают выводы. | Готовность детей к общению со взрослыми |
III Этап Анализ-сравнение, активное обсуждение | (на мультимедиа выводится картинка древнего мира) - Где мы с вами оказались? - Наши предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления своего жилища то, что им предлагала окружающая природа. - Где они могли укрыться от угрожающей опасности? - Где жил первобытный человек? (в пещере) - Что такое пещера? (пустое пространство в горе). - Как вы думаете, всегда ли человек жил в пещере? - Но природа дома не строит, а как могли использовать древние люди деревья, камни? (шалаши). Действительно появились шалаши из веток, камней и даже костей мамонтов. - Что служило строительным материалом? (дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов). А сверху на них делали покрытие из шкур. - А сейчас люди живут в шалашах? Чтобы убедиться в наших предположениях, отправляемся в музей древности. - Что вы видите? - Каждый из вас может выбрать, какое жилище будет изготавливать. - Пещеру из чего будете изготавливать? (схема) - Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из чего? - Как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? А почему? (защищает от опасных диких зверей, непогоды, служит местом для отдыха) - Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему? - Что вам понадобится для того чтобы сделать шалаш? (ветки) схема. - В шалаше было ли удобно первобытным людям? - Прочным ли было такое жилище? - Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Можете проверить, подуйте на шалаш. - Что с ним произошло? - А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло? - А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой? - Безопасно ли жить в шалаше? У вас получились замечательные работы. Попробуем сделать вывод, какое жилище появилось в древности? Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем в лодке места и отправляемся в «Старину». «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем». - Со временем, люди стали изготавливать дома из чего, посмотрите на слайд? - Значит, дома какие? (деревянные). Действительно давным-давно люди строили себе жилища из брёвен. - Как могли называться, такие дома? (избами). Потрогаем деревяшку. Какая она? - Как вы думаете, были ли такие дома удобными? - Деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды? - А были ли они прочным? Почему? - В деревянных домах жить безопасна? Почему? Да эти дома были удобными, прочными и люди живут в деревянных домах и сейчас, но не безопасными. - Дети, кто может сделать вывод, какое жилище было в старину? Физминутка Вот высокая гора (тянем вверх) А под ней внизу-нора (приседаем) У норы шесть совят Во все стороны глядят Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем места и отправляемся в какое время? «Настоящее». Жизнь не стояла на месте, люди стали строить дома. - А из чего сейчас построены наши дома? (из кирпича, из бетона) - Из каких частей состоит дом? (фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша). - Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? - А красивые ли они? - Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом? Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить нас от любой непогоды, так же они комфортные для нас. - Дети хотите стать строителями, тогда отправляемся на стройку. - Прежде чем построить дом, что для этого нужно? (схемы). Рассмотрите схемы и начинайте стройку. - Передняя часть дома, как называется? (фасад) - Какие можно выделить части фасада? (центральная и боковые) - Что находиться в центре? (дверь). - Что находиться по бокам? (окна и стены). - Что наверху? (крыша). Если, кому-то будет сложно, подскажу. - Что нового вы узнали о строительстве домов? | Рассказывает, вовлекает детей в слушание, задает вопросы Мотивирует детей к размышлению Предоставляет возможность высказать версии детям Стимулирует познавательную активность Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Задает вопросы | Вступают в диалог, отвечают на вопросы проблемного характера Дети отвечают на вопросы, занимаются продуктивно-исследовательской деятельностью. Дети рассуждают, делают выводы Выражают собственные суждения Дети отвечают на вопросы Дети последовательно изучают схему дома Высказывают свои предположения. Актуализация знаний детей, анализируют, делают выводы. | Дети активно участвуют в обсуждении, делают выводы Проявление интереса к истории жилища. Обогащение словарного запаса детей по теме «Жилище» |
IV Этап Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени» | Мы с Вами узнали историю возникновения жилища. - Как бы вы хотели поработать и разместить картинки по реке времени: «древность – старина - настоящее время. (время дети выбирают путем жребия). - А теперь проверьте себя? - Проведем взаимоценку. Какая команда хотела бы проверить древность, старину и настоящее? - Уточним историю возникновения часов, правильно ли размещены картинки. - Какие жилища были в древности? - Какие жилища появились в старину? - В каких домах живем мы сейчас? | Привлекает внимание детей, предлагает объединиться в пары, вовлекает в совместную деятельность | Включаются в новую деятельность, самостоятельно решают поставленную задачу, делают выбор, проявляют инициативу | Развиваются патриотические отношения в процессе совместной деятельности |