|   IЭтап      Обсуждение реального события   |    - Здравствуйте дети, сегодня у нас необычный день к нам пришли гости. Поздороваемся. Посмотрите друг на друга улыбнитесь.  Хорошее настроение-залог успешной работы.  Я живу в большом многоэтажном доме.    - А в каких домах живете вы?    - Сколько этажей в вашем доме?  - Дети, а что мы знаем о домах?    - У вас деревянные, кирпичные или панельные дома?    - Как вы думаете, зачем нам нужен дом?    - А как вы думаете, дома всегда были такими, как сейчас?  - Но, так выглядели дома не всегда.  - А хотите ли вы узнать, какие жилища были в далекие древние времена?  - Откуда мы можем получить информацию?   |    Задаёт вопросы, стимулирует процесс мышления   |    Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают выводы.   |    Готовность детей к общению со взрослыми   |  
  |   III Этап      Анализ-сравнение, активное обсуждение     |     (на мультимедиа выводится картинка древнего мира)  - Где мы с вами оказались?  - Наши предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления своего жилища то, что им предлагала окружающая природа.    - Где они могли укрыться от угрожающей опасности?  - Где жил первобытный человек? (в пещере)  - Что такое пещера? (пустое пространство в горе).  - Как вы думаете, всегда ли человек жил в пещере?  - Но природа дома не строит, а как могли использовать древние люди деревья, камни? (шалаши). Действительно появились шалаши из веток, камней и даже костей мамонтов.    - Что служило строительным материалом? (дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов). А сверху на них делали покрытие из шкур.  - А сейчас люди живут в шалашах?  Чтобы убедиться в наших предположениях, отправляемся в музей древности.    - Что вы видите?  - Каждый из вас может выбрать, какое жилище будет изготавливать.  - Пещеру из чего будете изготавливать? (схема)  - Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из чего?    - Как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? А почему? (защищает от опасных диких зверей, непогоды, служит местом для отдыха)  - Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?  - Что вам понадобится для того чтобы сделать шалаш? (ветки) схема.  - В шалаше было ли удобно первобытным людям?    - Прочным ли было такое жилище?    - Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём?  Можете проверить, подуйте на шалаш.  - Что с ним произошло?  - А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?    - А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?  - Безопасно ли жить в шалаше?  У вас получились замечательные работы.  Попробуем сделать вывод, какое жилище появилось в древности?      Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем в лодке места и отправляемся в «Старину». «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем».  - Со временем, люди стали изготавливать дома из чего, посмотрите на слайд?    - Значит, дома какие? (деревянные).    Действительно давным-давно люди строили себе жилища из брёвен.    - Как могли называться, такие дома? (избами).  Потрогаем деревяшку. Какая она?    - Как вы думаете, были ли такие дома удобными?    - Деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды?  - А были ли они прочным? Почему?    - В деревянных домах жить безопасна? Почему?    Да эти дома были удобными, прочными и люди живут в деревянных домах и сейчас, но не безопасными.    - Дети, кто может сделать вывод, какое жилище было в старину?  Физминутка  Вот высокая гора (тянем вверх)  А под ней внизу-нора (приседаем)  У норы шесть совят  Во все стороны глядят  Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем места и отправляемся в какое время? «Настоящее».    Жизнь не стояла на месте, люди стали строить дома.    - А из чего сейчас построены наши дома? (из кирпича, из бетона)  - Из каких частей состоит дом? (фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша).    - Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему?    - А красивые ли они?  - Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?  Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить нас от любой непогоды, так же они комфортные для нас.    - Дети хотите стать строителями, тогда отправляемся на стройку.  - Прежде чем построить дом, что для этого нужно? (схемы).  Рассмотрите схемы и начинайте стройку.  - Передняя часть дома, как называется? (фасад)  - Какие можно выделить части фасада? (центральная и боковые)  - Что находиться в центре? (дверь).  - Что находиться по бокам? (окна и стены).  - Что наверху? (крыша).     Если, кому-то будет сложно, подскажу.  - Что нового вы узнали о строительстве домов?   |    Рассказывает, вовлекает детей в слушание, задает вопросы                  Мотивирует детей к размышлению                                                  Предоставляет возможность высказать версии детям              Стимулирует познавательную активность                                              Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления                                                      Задает вопросы                                       |    Вступают в диалог, отвечают на вопросы проблемного характера                                                  Дети отвечают на вопросы, занимаются продуктивно-исследовательской деятельностью.      Дети рассуждают, делают выводы                                  Выражают собственные суждения                                                                                                  Дети отвечают на вопросы              Дети последовательно изучают схему дома        Высказывают свои предположения.      Актуализация знаний детей, анализируют, делают выводы.   |    Дети активно участвуют в обсуждении, делают выводы                                          Проявление интереса к истории жилища.                                                                                                                                                              Обогащение словарного запаса детей по теме «Жилище»                                                       |  
  |   IV Этап      Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»   |     Мы с Вами узнали историю возникновения жилища.    - Как бы вы хотели поработать и разместить картинки по реке времени: «древность – старина - настоящее время. (время дети выбирают путем жребия).    - А теперь проверьте себя?  - Проведем взаимоценку.    Какая команда хотела бы проверить древность, старину и настоящее?    - Уточним историю возникновения часов, правильно ли размещены картинки.    - Какие жилища были в древности?    - Какие жилища появились в старину?  - В каких домах живем мы сейчас?   |    Привлекает внимание детей, предлагает объединиться в пары, вовлекает в совместную деятельность   |    Включаются в новую деятельность, самостоятельно решают поставленную задачу, делают выбор, проявляют инициативу   |    Развиваются патриотические отношения в процессе совместной деятельности   |