Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.
4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
6. Формирование любви к родному краю, интереса к его прошлому и настоящему;
7. Развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
Актуальность:
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Ход развлечения:
Казак: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Собрались мы сегодня на казачий праздник, который называется «Праздник первых штанов». Ребятам нашим уже 5 лет, а казачата в этом возрасте получали в подарок первые брюки с лампасами. И наши казачата сегодня в первый раз надели свои казачьи наряды.
Ну, а начнем мы наш праздник с удалой казачьей песни. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Луганская земля. Здесь не смолкают весёлые песни, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки.
Выход казачат под казачью песню «Эх, казаченьки, эх, ребятушки»
1реб. Наша Родина – Лугань,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Реки, лес, луга, поля.
2реб. Знаю также, что Алчевск-
Край любимый мой, родной
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
Казак: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.
( выходит казачка)
Казачка: Гости мои любезные! Заходите на мое подворье.
(дети садятся на места)
А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?
Дети: У нас праздник первых штанов.
Казачка: А что это за праздник вы знаете? Ну, так я вам сейчас расскажу:
(рассказ сопровождается показом слайдов???)
В прежние времена казаки следовали дедовскому обычаю: когда сын в семье достигал пятилетнего возраста, ему преподносили его первые в жизни казачьи штаны. Да не простые, а с лампасами, т.е. нашивкой на боковом шве шаровар. Цвет нашивки имел особое значение и означал принадлежность к тому или иному казачьему войску.
Первые штаны каждого мальчишки становились его начальным символом принадлежности к родовому казачьему сословию. Носить такие штаны разрешалось только казакам, прочий люд не имел подобного права.
Одна из версий о том, как появились лампасы на штанах, гласит о том, что однажды казачье посольство, возвратившись с переговоров из Москвы, прибыло на Дон с денежным жалованием от государя, хлебами да сукнами.
Старшим атаманам и первым казакам, царь передал алого сукна, а всем прочим - синего. Однако казаки рассудили по своему и, сойдясь в Круг, решили, что на Дону все равны. Так и передали царскому послу, поделив все дары строго поровну на всех.
Вот и получилось, что синей материи всякому донцу досталось по изрядному отрезу, из которого пошили им жёны чекмени да шаровары. А малого количества красного сукна хватило лишь на узкую полоску для каждого казака. Смекнув, жены разделили полосы на равные части да и нашили на боковые швы мужниных штанов.
Так и повелось, что шаровары без лампасов будто и не казачьи вовсе…
Слышится ржание коня. Стук в дверь.
Казачка: А вот и гости к нам на праздник пожаловали.
(Входят казаки, лицей).
Дети: Здорово дневали, казачата!
Казачата: Слава Богу!
Казак (л.) : Гутарили, что у вас сегодня Праздник первых штанов.
Казачата: А то!
Казак (л.) : Ну так и мы к вам на праздник не с пустыми руками, а с подарками, да с наказом от атамана нашего:
1.Заветы старины в семье казаков,
Хранились испокон веков.
Святы заповеди эти -
Вы запомните их, дети!
2.Честь и имя казака,
В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи,
И достоинство держи.
Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
3.Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи.
Помни, слово казака,
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем впустую обещать.
4.Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Пожилого казака,
Почитай как за Отца.
Престарелую казачку,
Своей Матерью считай.
5.Если трудно - погибай,
Но товарища спасай!
В службе, в доме, на работе,
На рыбалке, на охоте,
Другу всюду помогай,
Если надо – выручай!
6.Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
С 5 лет настоящего казака обучали верховой езде. Поэтому мы дарим вам лошадок.
Казак: Ой, и добрые кони! Ретивому скакуну нужен умелый наездник. Вот зараз, ребята, вы и поупражняетесь в верховой езде на лошадках (правила игры объясняют и показывают гости. Один из лециистов держит сабли)
Проводится игра «Наездники»
Описание игры: садятся на коня , добегают до казака, у которого в каждой руке сабля, на сабле – папаха, срывают папаху и бегут назад , следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.
Казачка: Спасибо гости любезные за подарки любые, наставления мудрые, да забаву молодецкую. И у нас для вас гостинец припасен (дарят пирог?) от нашего стола – вашему с благодарностью и почтением. (гости уходят).
реб: Выходи, честной народ!
Не пыли, дорожка!
Казаки сейчас идут
Поплясать немножко!
реб: Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Посмотрите, полюбуйтесь
Как вам спляшут казаки!
Дети исполняют «Казачий танец».
реб: Ну вот, братцы, теперь и мы стали настоящими казаками!
все дети: Любо!
Казачка: Тише, тише, казачата! Не всяк, кто штаны с лампасами носит - казаком называться может! Молодому казаку надо знать историю, быт и культуру своего народа.
Реб.: Так мы и знаем, только на слово нам не верьте, лучше в деле проверьте!
Казачка: А и проверим! А гости наши дорогие порукой в том будут!
Казак: Казак и швец и жнец,
И на дуде игрец, и в хоре певец,
И в бою молодец!
Казачка: Без углов курень не строится, без пословиц речь не молвится.
Дети рассказывают казачьи пословицы.
1. Терпи казак – атаманом будешь.
2. Казак сам не поест, а коня накормит.
3. На Луганской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.
4. На Луганщине закон такой – всех врагов с земли долой!
5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!
6. Казак без друзей, что дуб без корней.
7. Отлени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.
8.Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
9.И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
10.Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казачка: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
Казак: Как это?
Казачка : А вот как.Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Казак: Начни.
Казачка: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 1: А я знаю другую сказку.
Ребенок 2: Какую?
Ребенок 1: Мы с тобой шли?
Ребенок 2: Шли
Ребенок 1: Кожух нашли?
Ребенок 2:Нашли
Ребенок 1: Я тебе его дал?
Ребенок 2:Дал
Ребенок 1: Ты его взял?
Ребенок 2:Взял
Ребенок 1: Где же он?
Ребенок 2: Что?
Ребенок 1: Да кожух
Ребенок 2: Какой
Ребенок 1: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 2: Шли
Ребенок 1: Кожух нашли?
Ребенок 2: Нашли
Ребенок 1: Я тебе его дал?
Ребенок 2:Дал
Ребенок 1: Ты его взял?
Ребенок 2: Взял
Ребенок 1: Так где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 2:Что?
Ребенок 1:Да кожух
Ребенок 2:Какой?
Казак: А еще все казаки у нас знатные мастера,
Ловко правят все дела
Казачка: Да и девчата под стать
Им не станут уступать
Казак: Сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавец.
Ну – ка, кто хочет своё умение показать?
Выходят три девочки, звучит мелодия казачьей песни.
Казачка: Быстро ниточка бежит
Когда музыка звучит
Перестала вдруг играть
Не нужно ниточку больше мотать.
Проводится игра – соревнование « Кто быстрее намотает клубочек».
Казак: Большой клубочек, тяжелый.
Сколько же ты за клубочек возьмёшь?
Девочка: Денег мне совсем не нужно
И товар не нужен мне. А из этой пряжи мы сделаем казачьи обереги в подарок дорогим гостям.
Казачка: Казачата, что - то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру «Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости –их современное значение и звучание.
курень – дом,
цибарка – ведро,
глечек – кувшин,
лазорик – тюльпан,
кочет – петух,
раззявил-раскрыл,
чувяки-тапочки,
квѐлый – слабый,
гутарить – говорить,
батя – отец,
могѐт – может,
баз - сарай,
взвар – компот
Казачка: Слов казачьих много есть, да и всех не перечесть.
Казак: Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!
(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка)
Казачка - девочка:
Что ж ты Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом – наперед
И поехал в огород.
Ваня:Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.
Казачка:Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.
Казак:Собирайся, народ!
Шире, шире, хоровод!
В «Папаху» будем мы играть,
Самых лучших выбирать!
(Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти фуражка, ты ляти, ляти вперед. У кого фуражка встанить, тот на круг нехай идеть! » Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.)
Казачка: О казачестве всегда слава по Руси плыла. Казаки поныне славят свой любимый край. А теперь и вы с полным правом вступили в дружные, сплоченные ряды Луганского казачества
1 реб : Мы с Алчевска казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
Отчизне – матушке служить!
2 реб: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
3 реб: А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в мире жить
И с Россиею дружить!
Песня «Марш казачат»
Казак: Дорогие гости, ребята! Праздник наш к концу подходит.
Вам сегодня доказали: Что течѐт, в конце концов.
В жилах наших кровь донских казаков!
Что казачьей нашей славы,
Мы наследники по праву,
Что традиции блюдѐм,
Свято память бережѐм!
Казачка: Чтоб запомнился вам этот день, наши казачата приготовили вам подарки, да не простые, а со смыслом (показывает лошадку)
Лошадь олицетворяет храбрость, благородство, скорость, славу и честность. Желая достичь успеха на любом поприще, обрести авторитет, человек должен непременно обладать перечисленными качествами. Развить их или усилить поможет талисман в виде лошади. А еще, мы желаем Вам, что бы все эти добродетели вы употребили во славу нашей Родине, потому и попоны у лошадей казачата сделают в цветах флага Луганщины. (дети делают попоны лошадкам, дарят обереги гостям)
реб.: Вот и настал момент прощаться
Будет кратка наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
реб.: Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите еще раз!
Казак: Гость доволен - хозяин рад!
Казачка: Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз.