Материалы: письмо, полоски бумаги, стаканчики с водой, коктельные трубочки, яйцо, два стаканчика с водой , соль, звездочки и солнышки.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)
В: Ребята, смотрите, нам пришло письмо из космоса. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно. «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лоль. Я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Побывал на многих планетах, но все они непригодны для жизни. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил побольше о ней узнать. Но один, я очень долго буду изучать вашу планету. Может быть вы мне поможете и расскажате то, что уже о ней знаете. С уважением Инопланетянин Лоль». Ребята вы хотите помочь инопланетянину узнать про нашу планету? Сможете?
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений
- Ребята, давайте расскажем инопланетянину, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни.
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят… И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
А что вы еще знаете о нашей плане? (ответы детей)
Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)
Давайте расскажем инопланетянину, что есть на нашей планете.
Есть ли на земле воздух? Кому нужен воздух? Какой он? Дети, давайте покажем инопланетянину какой у нас воздух. А как мы сможем показать его?
Есть ли на Земле вода? Давайте внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает? Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?
Как вы думаете какая есть вода и какая пригодна для питья?
А пьем мы с вами простую воду.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Мы с вами уже говорили какая есть вода, а сейчас я вам покажу как можно отличить пресную воду от соленной.
Опыт «Соленая - не соленая вода»
Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).
Что мы еще не смогли показать Лолю? (воздух) Да, и сейчас я вам покажу как мы можем увидеть воздух.
Опыт « Удивительный воздух»
Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки. Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Какой же мы сделаем вывод?
5. Включение нового знания в систему знаний и умений
Давайте еще раз с вами повторим, что есть на нашей планете
Я буду вам задавать вопросы, если правильный вопрос то отвечаете «Да». Если вопросы неправильные, отвечайте «Нет».
На нашей планете нет воздуха (нет)
У нас есть только соленная вода (нет)
Мы дышим воздухом (да)
Мы не можем жить без воды (да)
Мы можем жить без воздуха (нет)
Мы пьем пресную воду (да)
А еще Лоль отправил вместе с письмом вот такой чудесный мешочек, давайте посмотрим что там (воздушные шарики пустые и с водой). Давайте с вами попробуем запустить наши шарики. Какие легче, какие тяжелее?
Игра «Весёлые игры»
Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.
Вывод: Воздух очень лёгкий.
6. Осмысление (итог, рефлексия)
- Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Если вам понравилось помогать инопланетянину, то выберите солнышко и прикрепите его около Земли. Если вам не понравилось, то выберите звездочку и повесьте ее около земли.