Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников.»
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников.
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмирсон
С самого рождения ребёнок начинает познавать мир, который входит в его жизнь постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что его окружает дома, в детском саду. Немалую роль в этом играет стремление к познанию – любознательность. Любознательность детей не знает границ, им интересно всё. Поэтому дошкольный возраст – это период нескончаемых вопросов, неистощимой фантазии, проявления интереса к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию в частности.
В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, независимо от характера его профессиональной деятельности, потому что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается, как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Дошкольное обучение предусматривает, что образовательная программа может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности) начиная с младенческого возраста.
Приоритетным направлением моей работы с детьми, является создание условий для развития поисково – познавательной деятельности детей, как основы интеллектуального и творческого развития, формирование у детей позиции исследователя и созидателя окружающего мира.
Посредством поисково – исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
Создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь, способствует появлению творческих способностей.
Расширение кругозора детей.
Поддержка у детей инициативы, обеспечение выбора для занятия интересными видами деятельности.
Расширение и обогащение словарного запаса. Формирование навыков монологической речи – умение рассказывать, выступать перед аудиторией.
Умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Увеличение объёма памяти и внимания. Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Поэтому в группе оборудован уголок экспериментирования.
Поисково – познавательная деятельность в моей работе с детьми подразделяется на:
случайные наблюдения и эксперименты. Они проводятся в ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что–то интересное в природе и так далее. Помогаю детям разглядеть изменения в природе, пополнить багаж знаний или просто получить удовольствие и зарядиться положительными эмоциями.
эксперименты, как ответы на детские вопросы. Выслушав вопрос, не отвечаю на него, а советую ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
плановые наблюдения и эксперименты.
Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, она должна увлечь ребёнка. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект или явление привлекают, удивляют, вызывают интерес. Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать, пусть маленькое, но своё открытие. При правильной организации работы у детей постепенно формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответ. Опираясь на игровую мотивацию или проблемную ситуацию, при помощи наводящих вопросов, выделяю противоречие или проблему; привлекаю детей к обсуждению подготовки и ходу эксперимента. Стараюсь заранее не предсказывать конечный результат, а поддерживаю у детей ценное ощущение первооткрывателей. Поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, нацеливаю на подведение итогов и формулирование выводов.
Наблюдение, элементы исследовательской деятельности использую в работе и с самыми маленькими дошкольниками. Выпал первый снег. Дети на прогулке очень радуются этому событию. Крупные, как в сказке, снежинки медленно кружась, украшают собой всё вокруг. Любуемся снежинками, рассматриваем их на одежде, наблюдаем, как они исчезают на ладошках. Каждый ребенок является юным исследователем!
Подготовила: воспитатель Кузьгова З.Ж
ГККП «Ясли сад №29 г.Павлодара образовательно-развивающий центр «Мерей»