Оборудование: картинки «Четвертый лишний», макет «Детская комната», предметы мебели (комод, стул, кровать, диван, кресло), цветные карандаши, картинки с контурным изображением стола и стула, игрушки от «Киндеров - сюрприза» (машинка, Маша, дракончик, зайчик, кенгуру, пони), игрушка «Ветерок».
Ход занятия:
Организационный момент
Вступительная беседа.
-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами поговорим о мебели.
- Кто мне, ответит, что такое мебель? Что мы называем мебелью? (ответы детей)
- Да, вы верно перечисляли предметы мебели и их свойства.
Но прежде чем продолжить разговор о мебели, мы с вами проведем разминку для лица и язычка.
Самомассаж лица.
Логопед:
- Ручки погрели. Начинаем делать массаж. Растираем лоб в стороны. От крыльев носа вниз. Растираем верхнюю губу в стороны («Усы»). Пальчики на подбородок и растираем до ушей. Растираем уголки рта («Кружочки»). Растираем верхнюю и нижнюю губу («Губки поссорились»). Погладили лицо.
Дети повторяют движения за логопедом.
Артикуляционная гимнастика.
Задача: развитие подвижности губ, укрепление мышц языка.
Выполняется перед зеркалом.
Логопед:
-Сели ровненько, руки на колени. Делаем упражнение «Забор» (улыбнуться (зубы видны). Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы в трубочку). Упражнение «Трубочка-забор». Окошечко открывается-закрывается (медленно открывать рот. Зубы видны). Упражнение «Лопатка» (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удержать 10 секунд). В открытом окне появился мост. Упражнение «Катушка» (широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка вперед изо рта, а затем вновь убрать в глубь рта). Упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). Упражнение «Качели» (рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Делать не торопясь). Упражнение «Грибок» (улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов). Упражнение «Лошадка» (улыбнуться, чтобы было видно и верхние и нижние зубки; открыть рот шире; пощелкать языком медленно. Подбородок должен быть неподвижен).
Дыхательная гимнастика.
Задача: развивать длительный плавный выдох.
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок».
Логопед:
- сейчас я раздам всем игрушки «Ветерок», по моему сигналу начинаем дуть, а пока вы дуете, я читаю стихотворение, слушаем ушками и дуем на «Ветерок»:
Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок.
- Молодцы!
Основная часть.
Лексико-грамматические игры и упражнения. Логопед достает макет детской комнаты и предметы мебели.
Учитель – логопед:
- Посмотрите, перед вами игрушечная детская комната, а у вас есть своя комната?
- Какая мебель есть в вашей комнате?
Логопед слушает ответы детей и поправляет если ошибаются.
- Давайте расставим мебель в этой комнате. (Дети по очереди расставляют мебель)
1. Игра «Будь внимательным».
Задача: совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с предлогами.
Логопед достает плоскостные изображения игрушек и говорит:
- Мебель мы с вами расставили, но чего же еще не хватает для детской комнаты, как вы думаете, что еще должно быть в детской комнате кроме мебели? (Игрушек)
- Правильно. В детской комнате не хватает игрушек. Сейчас я буду расставлять игрушки от Киндера сюрприза, а вы скажете где они стоят.
- Где находится машинка? (под стулом)
- Зайчик где сидит? (на кровати)
- А сейчас где находиться Маша? (за диваном)
- Где находиться пони? (в комоде)
- Кенгуру где стоит? (перед креслом)
- А сейчас где находиться дракончик? (над диваном)
Логопед:
- Очень хорошо. Молодцы!
2. Игра «Четвёртый лишний».
Логопед демонстрирует картинки, на которых по три изображения предметов мебели, и одно лишнее изображение:
-А теперь, дети, посмотрите на эти картинки. Что здесь не подходит? Почему?
Дети думают, анализируют, отвечают полным предложением.
Развитие слухового восприятия.
Логопед:
- Ребята, сейчас мы с вами отдохнём и одновременно потренируем ушки. Я буду называть различные слова. Если вы услышите название предмета мебели, то хлопните в ладоши. Если я не назову слово, которое обозначает название предмета мебели, то вы не хлопаете.
Задача: развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
- Сейчас встаем возле своего стульчика, спинки поправили, ручки мне показали. Слушаем стишок и повторяем движения за мной!
Это стул. Сиденье, спинка,
К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился стульчик
А на спинке две картинки.
Показывают два пальца на правой руке
А еще четыре ножки,
Показывают по два пальчика на обеих руках
Чтоб сидеть под стулом кошке.
Приседают, делают из ладошек «ушки».
Работа с раздаточным материалом.
Логопед раздает детям картинки с контурным изображением стола и стула.
- Что изображено на картинке? (стол и стул)
- Подумайте, какой карандаш нам нужен, чтобы раскрасить стол и стул. (Желтый или коричневый, потому что стол деревянный)
- Хорошо. Выполняйте задание.
Итог занятия.
Логопед:
- Итак, на этом наше занятие заканчивается. Вспомните и скажите, чем мы сегодня занимались? Ребята, мне хотелось бы услышать, что на занятии вам понравилось?
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали. Занятие законченно. Спасибо! До свидания!