Ребята послушайте рассказ, и вы догадаетесь о каком царстве мы будем говорить дальше. (Юрий Дмитриев «Почему на кусте выросли грибы?») «Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали. -И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. – Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы. Соседский мальчишка обиделся. -Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы: подберезовики, белые, подосиновики… Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался: -Ага! Что я говорил? Вот они – грибы! -Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они. Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками». Кто догадался о каком царстве идет речь? Правильно, о царстве грибов. Что вам известно о грибах? (Грибы – особое царство живой природы) - Как и где растут грибы? Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах? (маслята, моховики, подберезовики, подосиновики, белые грибы, грузди). Какие грибы нельзя собирать и почему? (несъедобные) - Как правильно собирать грибы? Нужно их тоже разместить на нашем плакате. (вызывается ребенок, который прикрепляет представителя царства на плакат.) А сейчас мы с вами отправимся в царство самых маленьких организмов – бактерий. Они настолько малы, что даже называются микроорганизмы, и их можно рассмотреть только под микроскопом. - Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека.. Бактерии живут повсюду. Бактерии иногда называют микробами. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. - Послушайте сказку про микробов «Как Петька спас родную каплю». «В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры... целая куча родственников. И все тоже микробы. Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона. А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос. И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал: " Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такая прохладная на вид ". Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику. Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью: - Эй, муравей, разве твоя мама не говорила тебе, что сырую воду пить нельзя?! Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил: - Кто это со мной разговаривает? - Это я - Петька-микроб, - сказал Петька. - Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в. капле живём мы - микробы! - Спасибо, что предупредил! - сказал муравей. - Ты настоящий друг. И побежал своей дорогой. - А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели» - Чему учит вас эта сказка? - Какие бактерии вы знаете? - С помощью какого аппарата можно увидеть бактерии? И этого маленького представителя прикрепим на нашем плакате. Посмотрите, что у нас получилось. Скажите кому какое царство нравится больше всего? Почему?
Чтобы мы лучше запомнили представителей всех царств, я предлагаю поиграть в игру. Я называю представителей разных царств. Если это растения, то хлопаете в ладоши. Если это животные, то топаете, если это грибы- киваете головой, а с бактериями поиграете когда побольше о них узнаете в школе
А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? -Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки. -Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема): Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка. -Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей) Тепло + питание + вода + воздух + любовьблизких. -А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки) Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина. -Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей) Тепло + питание + вода + воздух + любовьблизких. -А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов,, лекарств и тот же воздух. -Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения). Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, Потому и всех сильней! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе. Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец?
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. - Что нового узнали? -Что запомнилось? |