Просмотр содержимого документа
«План-конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Чудо дерево»»
План-конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Чудо дерево»
Цель: уточнение способностей детей старшего дошкольного возраста к формированию эмоционального отношения к художественному произведению.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять у детей понимание художественного произведения на примере стихотворения К. И. Чуковского "Чудо-дерево";
3. Закреплять знания детей о взаимосвязях в природе, расширять знания детей о самых необычных деревьях мира (экология, познание);
4. Учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы для раскрытия данной темы (художественное творчество).
Развивающие:
1. Развивать творческую инициативу и воображение;
2. Формирование навыков работы при выполнении аппликации, пробуждение интереса к аппликации; закрепление безопасной работы с ножницами и клеем;
3. Развивать чувство цвета, композиции (художественное творчество);
4. Способствовать развитию связной диалогической речи, мелкой и крупной моторики у детей, обогащать словарь посредством включения художественной литературы в непосредственно — образовательную деятельность (художественная литература);
5. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
6. Продолжать развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое, интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать и помогать;
2. Воспитывать дружелюбное взаимоотношение с другими детьми при работе в группе и микрогруппе;
3. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе, поддерживать веру в чудо.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к природе; развитие понимания и восприятия художественного произведения; проявление инициативы и творчества; расширение и активизация словарного запаса.
Физические: формирование общей культуры поведения.
Методические приемы:
Наглядные:
объяснительно-иллюстративный: рассматривание иллюстрации с изображением необычных деревьев в природе;
демонстративный: демонстрация мультфильма по мотивам стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево».
Словесные:
объяснение;
беседа с детьми;
использование стихотворения при проведении подвижной игры.
Практические:
самостоятельная работа детей (упражнение детьми в повторении действий при выполнении работы, после объяснений педагога).
Оборудование:
Для педагога:
- видеозапись мультфильма "Чудо-дерево";
- лэп-бук "Чудо-дерево";
- иллюстрация к сказке «Чудо — дерево» К. И. Чуковского;
- заготовки деревьев формата А4 для каждого ребёнка;
- цветные наборы предметов для вырезания;
- ножницы для каждого ребёнка;
- клей ПВА;
- кисти для клея;
- салфетки, подложки для аппликации;
- дополнительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки восковые).
Предварительная работа: чтение произведения К. И. Чуковского "Чудо-дерево"; подготовка трафаретов деревьев; беседы о природе, экологии, знакомство с некоторыми необычными деревьями мира («Молочное», "Конфетное", «Колбасное»).
План ООД:
1. Вводная часть – 3 минуты. Психологический настрой детей на совместную познавательную и продуктивную деятельность через совместный просмотр мультипликационного фильма «Чудо-дерево».
2. Основная часть – 20 минут. Беседа с детьми по содержанию произведения. Демонстрация фотографий с новыми видами необычных деревьев. Физ.минутка «Дерево-лес». Подвижная игра «Детки дерева». Самостоятельная работа детей
3. Заключительная часть - 2 минуты Оценка деятельности детей.
Длительность ООД – 25 мин.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (экология), художественно-эстетическое развитие (аппликация, художественная литература).
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети играют в группе. В группе раздаётся звук, оповещающий о начале киносеанса.
Воспитатель: - Ребята! Сейчас я приглашаю всех Вас в импровизированный кинозал для просмотра мультипликационного фильма снятого по мотивам произведения Корнея Ивановича Чуковского "Чудо-дерево" (Дети берут стульчики и садятся для просмотра фильма).
На экране телевизора начинается демонстрация мультфильма "Чудо- дерево".
Воспитатель: - Понравился ли Вам мультфильм, ребята! (Ответы детей.) Как вы думаете, почему автор назвал это дерево "чудо — деревом"? (Рассуждения детей).
Воспитатель: - Да, это дерево, на котором вместо листочков растут другие предметы. Напомните мне, пожалуйста, какие предметы висели на веточках чудо — дерева в сказке Корнея Чуковского? (Ответы детей).
Воспитатель: - Действительно, на настоящих деревьях не растёт обувь! Однако, в растительном мире очень много интересного. Например, Вы знаете, какие необычные деревья существуют в мире? (Ответы детей.) Давайте посмотрим на экран и познакомимся с ещё несколькими необычными деревьями, которые растут на нашей планете. (Демонстрация слайдов о необычных деревьях):
1. Деревья тверже железа растут в Азербайджане и в Иране, и называются темир-агач, что в переводе означает «железное дерево». Его древесина очень тяжелая, поэтому быстро тонет в воде. От его ствола отлетает пуля, выпущенная из пистолета.
2. «Хлопчатобумажные» или «шерстяные» деревья растут в Бразилии. Они очень похожи на большие кадки высотой в 20 метров. Семена «хлопчатобумажного» дерева рассеиваются с помощью ветра. Люди изготовляют из них ткань.
3. На землях Индии одно дерево образует собой целый лес! Баньян, или, как его еще называют, дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов.
Воспитатель: - Попробуем его изобразить?
Физминутка «Изображаем дерево-лес» (одна рука вверху, другая держит соседа за ногу).
Воспитатель: - Сегодня я принесла для Вас необычную книжку, вместо страничек в ней деревья, а на деревьях растут разные вопросы. При ответе на которые мне хотелось бы, чтобы Вы не только вспомнили произведение Корнея Чуковского о "Чудо-дереве", но и сами могли пофантазировать. Первое дерево в этой книжке называется "Дерево-воображариум". Итак, я буду задавать Вам вопросы, а Вы, пожалуйста, подскажите мне правильные ответы на них (Вопросы по содержанию сказки):
1) Где росло дерево? (у ворот)
2) Что росло на дереве вместо листочков? (обувь, чулки, носочки)
3) Что сорвала мама с дерева? (туфельки, сапожки)
4) Что сорвал папа с дерева? (гамаши для Маши, ботинки для Зины, чулки для Нины, башмачки с помпончиками для Мурочки)
5) Растут ли в наших садах такие «Чудо-деревья»? (Нет.)
6) А что бы росло на ваших «Чудо-деревцах», если бы они росли в ваших огородах? (Рассуждения детей).
Воспитатель: - Ну а следующее чудо дерево в книжке называется "Дерево-игротека". и это уже второе дерево в этой волшебной книжке. А скажите мне, пожалуйста, откуда появляются деревья? (Ответы детей.) Правильно, с помощью семян. Предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Детки дерева».
Подвижная игра "Детки дерева"
Цель: игра помогает закрепить знания о распространении семян ветром.
Ход игры: Воспитатель изображает дерево, дети - летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве - стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка или аудиозапись шума ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Следующий этап - летающие семена падают на землю - ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель), приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.
Педагог комментирует происходящее стихотворением:
Я - дерево-мама, а вы - мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Воспитатель: - Ну что ж, ребята! Очень красивые и необычные деревья выросли у нас с вами. Предлагаю Вам перенести наши деревья на бумагу, чтобы мы запомнили их надолго. Приглашаю Вас за столы, сейчас мы все вместе придумаем свои чудо-деревья и вырастим целый чудо-лес! (Дети проходят за столы. Следует показ и объяснение последовательности выполнения работы. Дети приступают к изготовлению деревьев посредством аппликации, индивидуальная помощь при необходимости.)