Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Техника вязка узлов"»
План-конспект разделов темы "Техника вязки узлов".
Цель занятия - отработка единой последовательности приемов вязки узлов.
Место проведения - в помещении.
снаряжение: вспомогательная веревка (репшнур) - 1 х 4,5 м, рукавицы; основная веревка - 1 х 20 м.
Форма одежды - спортивный костюм.
1. Общие методические указания:
а) группа стоит полукругом на время демонстрации и разучивания приема;
б) следить, чтобы во время демонстрации приемов репшнуры лежали перед слушателями;
в) при обучении применять следующий порядок:
· назвать узел и его назначение;
· продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
· предоставить время на разучивание приемов;
· проверить рисунок узла у каждого слушателя;
· при наличии ошибок предложить одному из слушателей продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными слушателями до полного его усвоения;
· при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
· предложить слушателям, освоившим прием, перейти к вязке узла в рукавицах;
г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.
2. Литература: "Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.
1 Назначение прямого узла:
связывание веревок одинакового диаметра.
Особенности прямого узла:
· при большой нагрузке сильно затягивается;
· требует применения контрольных узлов
2 Вязка узла:
· отмерить концы; правый конец наложить на левый;
· правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз;
· взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы
3. а) правый конец - тот, который в начале приема был в правой руке, левый - в левой;
б) короткие концы должны быть по одну сторону узла
Продолжительность — 40 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение узла "проводника":
· завязывание незатягивающейся петли на веревке;
· привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо"
2. Вязка "проводника" петлей:
· отмерить нужной длины конец;
· сложить веревку петлей;
· завязать узел на петле;
· подогнать длину петли;
· затянуть узел;
· завязать контрольный узел
3. "Проводник", завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается
3. Вязка "проводника" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· завязать простой узел и расправить его;
· сложить петлей короткий конец;
· пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла;
· расправить и затянуть узел;
· завязать контрольный узел
3. Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо"
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение узла "восьмерки":
· завязывание незатягивающейся петли на веревке;
Особенности "восьмерки":
· при большой нагрузке затягивается меньше "проводника";
· привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо";
· применения контрольного узла не требует
2. Вязка "восьмерки" петлей:
· отмерить нужной длины конец;
· сложить веревку петлей;
· завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота;
· подогнать длину петли; расправить и затянуть узел
3. Вязка "восьмерки" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· завязать на конце "восьмерку";
· расправить узел; сложить петлей короткий конец;
· пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла;
· расправить и затянуть узел.
3. Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо"
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение узла "булинь":
привязывание веревки к предметам.
Особенности узла "булинь":при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца.
2. Вязка узла "булинь":
· отмерить нужной длины конец;
· сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться;
· протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой;
· протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки ("вывернуть" петлю);
расправить и затянуть узел
3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю
Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен
ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 25 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение "брамшкотового" узла:
связывание веревок разного диаметра;
Особенность "брамшкотового" узла - требует применения контрольного узла
2. Вязка "брамшкотового" узла:
· на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку;
· правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины;
· прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей;
· обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел;
сделать контрольные узлы
3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой
ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение узла "стремя":
· привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом.
Особенности узла "стремя":
· сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении;
· вяжется из большой петли узла "проводник" или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь"
2. Вязка узла "стремя" петлей:
· взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера;
· накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой;
· вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли;
· одеть обе петли на предмет;
· затянуть узел
3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли "проводника".
Демонстрацию стремени проводить с применением петли "проводника" длиной не менее 0,5 м
3. Вязка узла "стремя" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева;
· сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами;
· затянуть стремя
3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла "булинь" на свободном конце.
Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом "булинь".
СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжительность этапа Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Назначение узла "схватывающий":
· обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки.
Особенности узла "схватывающий":
· веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки;
· петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом "булинь"
2. Вязка узла "схватывающий" петлей:
· смотать лишний конец в правую руку;
· взяться правой рукой за петлю левее узла петли;
· наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя;
· слегка затянуть и расправить;· затянуть окончательно