Упражнять в образовании прилагательных от существительных суффиксальным способом.
Учить подбирать и называть прилагательные, означающие качества предметов.
Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Активизировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | | Игровая ситуация «Звонок от зайчика» | |
Воспитатель разговаривает по телефону, сообщает, что зайчик прислал детям посылку, предлагает подумать, что может быть в почтовой коробке Предлагает открыть коробку и посмотреть. | Дети вместе с воспитателем подходят к телефону, встают произвольно, благодарят (подбирают слова благодарности, высказывают предположения, о том, что может быть в коробке). |
Деятельностный | Развивать речевое дыхание | Дидактическое упражнение «Дождь и ветер» | Коротко выдыхают, длинно и плавно выдыхают не надувая щек. Двигают по отдельности каждым пальчиком. |
Воспитатель показывает карточки схем. | Дети показывают «силу ветра»- дуют. Стучат пальцами по краю стола. |
| Упражнять в согласовании существительных в роде, числе. Активировать в речи прилагательные | Дидактическая игра «Угадай на ощупь» | Подбирают и называют прилагательные, обозначающие качество предметов (гладкий, шершавый, легкий, твердый). Согласовывают существительные, прилагательные в роде и числе. |
Предлагает по очереди подходить к мешочку, на ощупь угадывать предмет Спеть песню «Кто в мешочке сидит» | Ребята по очереди подходят к столу, ощупывают предметы, находящиеся в мешочке, определяют ,какие они на ощупь, дают ответы. |
| Формировать умение отгадывать загадки. Ввести в активный словарь слова обозначающие качество предмета | Дидактическое упражнение «Я вам загадку, вы мне отгадку» | Отгадывают загадки, выясняют значения слов, рассказывают, что им помогло отгадать загадку, объясняют значения слов, объясняют, что им помогло отгадать загадки. |
Предлагает детям отгадать загадки про овощи и фрукты, найти отгадку в корзине. | Подходят к корзине по желанию. Если отгадка правильная, то забирают овощ себе. |
| Упражнять в образовании прилагательных от существительных суффиксальным способом | Дидактическая игра «Что приготовил повар» | Согласно правилам словообразования, образуют качественные прилагательные суффиксальным способом.. (пюре из картофеля-картофельное пюре, сок из персиков-персиковый сок, варение из яблок-яблочное варенье) |
Педагог предлагает поиграть в «Карусель». Просит детей выбрать себе пару и встать в два круга лицом друг к другу, дает задание. Дети во внутреннем круге держат в руках карточки с изображением фруктов и овощей. Дети стоящие во внешнем круге называют блюда. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг вправо , меняя партнера | Выбирают себе пару. Играют в игру. Дети стоящие во внешнем круге образуют прилагательные суффиксальным способом. |
| Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных. | Дидактическое упражнение с мячом «Один-много» | Называют существительные во множественном и единственном числе.(яблоки-груши, огурцы, помидоры) |
Воспитатель предлагает встать в один большой круг. Бросает мяч каждому ребенку по очереди, называет овощ или фрукт, помогает при необходимости подобрать нужное слово. | Дети встают в большой круг, по очереди ловят мяч и называют существительные во множественном, единственном числе. |
| | Физминутка «Урожай» | |
Воспитатель предлагает выполнять движения по тексту. «Урожай» В огород и сад пойдем Фруктов-овощей нарвем. Мы морковки натаскаем, И картошки накопаем. С ветки яблочко сорвем, Грушу маме принесем. Отдохнем потом немножко, И вернемся по дорожке. | Дети выполняют движения |
| Активировать умение детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. | Дидактическое упражнение «Назови ласково» | Называют уменьшительно-ласкательные формы существительных. . ( яблоко-яблочко, морковь-морковка) |
Воспитатель раздает карточки с изображением овощей и фруктов. | Дети берут карточки со стола, образуют уменьшительно-ласкательную форму. Крепят карточку на магнитной доске. |
| Упражнять в составлении описательных рассказов | Упражнение « Я вам расскажу о…» | Грамматически и лексически верно описывают предмет |
Воспитатель предлагает выбрать из корзины фрукт или овощ и описать его. | По вызову воспитателя дети подходят к корзине ,выбирают муляж, описывают их .Садятся на стульчики |
Заключительный | | Интерактивная технология «Интервью» | |
Воспитатель спрашивает, что сегодня делали, что нового узнали, что понравилось? Предлагает приготовить сюрприз для зайчика, слепить корзину с овощами и фруктами (в свободное от занятий время) | Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями |