Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим по программе "Расскажи-ка мне легенда!" для старших дошкольников»
КГКП «Ясли-сад №1» акимата города Рудного
Сборник легенд казахского народа по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
по программе «Расскажи-ка мне легенда!»
Составитель: Бесхмельнова Ю.Н.
воспитатель
г.Рудный, 2016
Содержание
Содержание стр.2
Пояснительная записка стр.3
Легенда о городе Костанай стр. 4
Легенда о Тоболе стр. 5-6
Легенда о ласточке стр. 7
Легенда о танцующих берёзах стр. 8
Легенда о скале Жумбак Тас стр. 9-10
Легенда о белом верблюде стр. 11
Легенда о гостеприимстве стр. 12
Легенда о юрте стр. 13
Легенда о тюльпане стр. 14
Легенда о Байтереке стр. 15
Легенда о домбре стр. 16
Легенда о круглом озере Зеренда стр. 17
Солнце, Луна и Петух стр. 18
Легенда о жетыгене стр. 19
Легенда об Алдар-косе стр. 20
Легенда о горе Шубарат стр. 21
Легенда о сороке и кукушке стр. 22
Легенда о Золотом человеке стр. 23
Пояснительная записка
В данном материале предлагаем легенды к занятиям, которые подобраны в соответствии с темой занятия.
«Сборник легенд казахского народа» для воспитателей старших групп является компонентом учебно-методического комплекса «Расскажи-ка мне легенда!». Включает в себя интересные легенды об окружающем мире родного края. Дети узнают, почему наш областной центр город Костанай называется именно так, что символизирует Байтерек, почему Жумбак Тас-это камень-загадка, а озеро Зеренда имеет круглую форму, почему кукушка не имеет своего гнезда и что расскажет нам легенда о белом верблюде, о чём поют нам струны жетігена и ещё о многом-многом другом и интересном.
Предлагаемые легенды помогут детям понять удивительные тайны истории казахского народа.
Сборник может быть использован для совместного семейного чтения взрослых и детей от 5 лет.
Легенда о городе Костанай
Есть несколько легенд. Эта одна из главенствующих, которой придерживаются многие.
На северной стороне реки Тобол возникло небольшое селение казахов. В ауле жили в основном простолюдины, а так же в селении стали останавливаться люди других национальностей и вероисповеданий.
Особенностью данного аула-селения было то, что жили здесь две сестрёнки-близняшки. Считалось прекрасным поверьем у путников и купцов, что если их встречали при въезде в селение двое близняшек звонким и радостным смехом, то это к удаче и добру. Все люди знали и уважали эту семью. Имена девочек были КостиАнай.
Караваны из Средней Азии и России пересекались в селении, где росли эти чудные девочки, и где жили трудолюбивые люди.
В один из дней, в семью кузнеца и белошвейки, пришло горе. Девочки заболели и умерли. На одном из возвышенных мест нынешнего города, появились два холма. И на гранитных камнях могил написали их имена-Кост и Анай.
Собрались тогда жители и решили, что имена девочек КостиАнай, будут символом добра для жителей, символом удачи для ремесленников и ориентиром для путников.
Долгие годы эти имена были как единое целое, как доброе, тёплое и радостное. Так и стало именоваться селение Костанаем-символом добра, трудолюбия и радости…
Легенда о Тоболе
Там, где находится озеро Тенгиз, давным-давно располагался казахский аул старого бая Мендыкары. И не было в его жизни никакой радости, кроме единственной дочери-красавицы Уй. Старый бай только и мечтал о том, как бы выгодней выдать замуж дочь за богатого джигита. А в те времена батрачил у бая молодой бедняк Тобол. Уй и Тобол давно уже любили друг друга и тайно от всех встречались. Однажды в аул приехал красавец Убаган, чтобы засватать за себя Уй. Он был сыном богатого бая, аул которого стоял на берегу озера Кушмурун. Как только об этом узнал Тобол, он сразу бросился на коленях умолять свою мать, чтобы она немедленно пошла к баю и засватала за него Уй. Ничего не оставалось старушке, как только пойти к баю. По глазам своей дочери бай сразу всё понял и решил хитростью избавиться от нежданного жениха. Обоим сватам он дал по большому мешку и сказал: «Тот, кто из вас первым принесёт мне через тридцать дней вот этот мешок полный драгоценностей, за того я и выдам свою дочь». Убаган отправился домой и целый месяц провалялся на персидских коврах, а в последний день отец набил ему полный мешок драгоценностей и все начали собираться на свадьбу. А Тобол тем временем взял мешок и отправился в путь, на тридцатый день он возвращался домой с полным мешком за плечами. Усталый, голодный, обессиленный упал он в овраге на свой мешок, и уснул, рядом с аулом. Тем временем, мимо проезжал Убаган со своими джигитами. Увидев спящего Тобола, он приказал своим людям убить его. Тихо подкравшись к Тоболу, одновременно пять человек вонзили свои кинжалы в тело Тобола. Уже светало, когда Убаган торжественно въехал в аул к баю и бросил к его ногам мешок с драгоценностями. Все стали готовиться к свадьбе. Везде снующие мальчишки первыми увидели в овраге мёртвое тело Тобола. С криками они вбежали в аул со страшной вестью. А красавица Уй уже сидела в белой юрте в свадебном наряде. Её любимая няня сообщила ей страшную новость. Не помня себя, Уй побежала к окровавленному телу любимого. Увидев страшную картину, она упала без чувств на тело любимого, не выдержав потрясения. Когда отец вошёл в юрту невесты, она оказалась пуста. Все бросились искать Уй и нашли её лежащей мёртвой в овраге в свадебном наряде. Когда убитый горем отец развязал мешок Тобола, то увидел в нём простые разноцветные камни. От ярости, не помня себя, он разбросал эти камни по всей степи…
Сорок дней и ночей народ оплакивал Уй и Тобола, а на сороковой день-там, где целый месяц путешествовал Тобол, потекла широкая и полноводная река. Люди назвали её по имени юноши-Тобол. А там, где бежала девушка к своему жениху-побежала река, которую назвали Уй. В том месте, где они лежали мёртвыми-эти реки слились, и потекли вместе, преодолевая все преграды, неся свои воды в далёкий Северный Ледовитый океан. Так после смерти навеки слились воедино два любящих сердца.
А что случилось с Убаганом? За его жестокость наказал его Бог. И превратил в горько-солёную реку, которая течёт от его дома-озера Кушмурун и, словно прося прощения у Тобола, бежит к нему.
Через некоторое время геологи начали находить на берегах реки Тобол полезные ископаемые: чёрный магнитный железняк, красный боксит, белый асбест. Железную руду нашли на территории Мендыкаринского района. Вот такое богатство, оказывается, лежало в мешке у Тобола…
Легенда о ласточке
Давно это было, очень давно-жил на земле громадный змей, и все живущие на ней подчинялись только ему. Как-то раз змей подозвал к себе комара и приказал ему:
-Комар, облети всю землю, я даю тебе власть кусать всё живущее на ней, чтобы узнать у кого самое вкусное мясо. Когда узнаешь, прилетишь ко мне и скажешь.
Комар поднялся и полетел. Долго летал он по земле, перекусал всех птиц, зверей и людей. Радостный и весёлый, возвращался он к своему повелителю-змею. Но на пути встретилась ему ласточка:
-Куда летишь комар, такой счастливый и довольный?
-Лечу к змею!
-Зачем?
-Он, мой повелитель, послал меня узнать, у кого из живущих на земле самое вкусное мясо!
-И ты узнал?
-Узнал!
-И чьё же мясо тебе понравилось?
-У человека самое вкусное мясо!
Не успел он этого вымолвить, как ласточка, всегдашний и неизменный друг человека, оторвала у него часть его жала, чем лишила его возможности говорить.
Прилетел комар к змею, а сказать ничего не может, только пищит. Тут же вьётся и ласточка и весело щебечет:
-Змей, я понимаю комара и могу перевести, что он пищит! Ты послал его узнать вкус мяса всего живущего на земле. Все виды мяса он испробовал и теперь говорит, что нет вкуснее мяса, чем у змея.
Страшно было видеть, как змей разъярённый бросился тогда на ласточку! Но ведь ласточка очень быстрая птица, она бросилась лететь, а змей лишь успел ухватить её за хвост, из которого и вырвал середину. Вот отчего у ласточки раздвоенный хвост!..
Легенда о танцующих берёзах
У подножия горы Бурабай жило одно племя, молодёжь которого была сплошь умельцами, мастерами, поэтами и певцами. Они собирались на берегу Серебряного озера и на небольшой поляне устраивали свои игры, танцы и забавы. А вот танцевали они очень красиво!
Об этом узнал хан, и захотелось ему посмотреть на всё это. Но появиться на поляне со своей охраной, значит всех спугнуть, и хан решил появиться там незаметно. Он оделся в одежду простолюдина и отправился туда, где как раз уже собралась молодёжь. Он стоял и вместе со всеми простыми людьми смотрел на происходящее. Его никто не узнал. Веселье было в самом разгаре. И вот дошла очередь до танцев. К середине поляны вышли девушки-одна краше другой. Каждая из них была как искрящаяся луна и одежда их была из белого шёлка. Они стали танцевать, изгибаясь и кружась в танце, они были очень гибкие и стройные, а их белые платья светились и ослепляли всех вокруг. Всех очаровали девушки, и хан так увлёкся этим прекрасным зрелищем, что от восторга воскликнул: «Отлично! Живите вы вечно и радуйте своей красотой!»
Тут все обернулись и узнали хана. И девушки от смущения не знали куда деться, так как одежда их была из прозрачного белого шёлка. Они остановились в том положении, в котором их застал крик хана, да так и застыли, не смея пошевелиться. И тут Великий Тенгри, тоже наблюдавший за этой красотой, решил навечно запечатлеть этот момент, превратив девушек в белые берёзки, кружащиеся в вихре танца…
Кому удаётся попасть в Боровое, обязательно посещают эту поляну с танцующими берёзами. Эти берёзы действительно похожи на тех танцующих девушек в белых шёлковых одеждах и вечно радующих своей красотой…
Легенда о скале ЖумбакТас
В давние времена жил на свете один бай, очень богатый человек, ни в ком не признавал себе равных, вот такой был задавака! И было у него несколько сыновей и дочь-красавица, которая к тому же была ещё и очень умна, а какая рукодельница-мастерица, всё в руках спорилось. Отец мечтал выдать её замуж за сына хана или хотя бы за сына бая.
Однажды в аул приехал талантливый, но бедный юноша. Он был мастером на все руки, певец, охотник, да ещё и красавец незаурядно какой.
Пришло время, и юноша познакомился с дочкой бая. Они сразу влюбились друг в друга, но бай ни за что не соглашался отдавать дочь за него. Молодые люди задумали сбежать, чтобы самостоятельно решить свою судьбу.
Они покинули аул и через много дней пришли к подножию Бурабай. Им казалось, что они оторвались от погони и решили остановиться именно здесь. Они поселились на берегу озера, где был небольшой залив с большим количеством рыбы и очень тёплой и чистой водой, а по водной глади плавали сказочные птицы-лебеди. С давних времён люди называли это место Голубой залив.
Они построили небольшой домик, джигит сделал из сосны красивую небольшую лодку, на которой они выплывали на середину озера и пели радостные песни, забыв об осторожности. Беззаботная любовь длилась много-много дней.
Тем временем, разъярённый отец, приказал сыновьям отыскать беглецов, юношу велел убить, а сестру вернуть в родной дом.
Долго братья искали молодожёнов и вот добрались до Бурабая.
Девушка и юноша сразу заметили преследователей и побежали к лодке, на которой отплыли на середину озера. Но озеро-не река, из него никуда не уплывёшь, поэтому братья девушки остались ждать на берегу, выжидая удобное время, чтобы схватить влюблённых. Они затаились в густой траве и приготовили луки с острыми стрелами, устроив засаду.
И вот однажды влюблённые подплыли слишком близко к берегу. Тут же братья, как молнии, пустили свои стрелы. Одна из них вонзилась в грудь юноши, он выпал из лодки и серебряная вода озера вмиг окрасилась его кровью. Увидев, что возлюбленный погиб, девушка в отчаянии заплакала-зарыдала и поняла, что не сможет жить без своего любимого. Она подняла к небу обе руки и стала умолять Тенгри, чтобы он превратил её в камень, и чтобы она не досталась мучителям. Тенгри проявил к ней сочувствие и мгновенно превратил девушку и лодку в огромную скалу…
Если посмотреть на эту скалу в Голубом заливе с разных сторон, то можно увидеть много таинственных и загадочных образов. С одной стороны она похожа на девушку с распущенными по ветру волосами, с другой на лодку, на которой плавали возлюбленные, а если отплыть немного в сторону, то наша девушка плача по своему любимому превращается в старуху, которая скорбит по своему избраннику. Так и прозвали эту скалу ЖумбакТас-Камень-загадка…
Легенда о белом верблюде
Горы Кокшетау потому называются «Голубые-небесные горы», что небо над ними синее-синее, воздух в этих местах чист и прозрачен…
В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд-Бура. Он высок, красив и силён. Шерсть на нём была густая и белая. Этот огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом были густые кокшетауские леса. Воду он пил только из одного озера, которое в народе за его прозрачность и чистоту называли Кумисколь-Серебряное. Каждый день по одной и той же дороге, Бура приходил пить из серебряного озера.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение врагов и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Жители окрестных лесов слышали его и спешно собирались в отряды, чтобы дать отпор вражеским силам. Люди поклонялись белому верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое послал им бог неба-Тенгри, чтобы оберегать их от опасности.
Прошло много лет… Среди людей появился злодей, который со своими подельниками грабил и убивал бедных беззащитных людей, истреблял птиц и животных. Бура мешал им, предупреждая всех об опасности, и они решили его убить.
Однажды Бура шёл по лесу и наткнулся на злодеев. Один из охотников немедленно выстрелил из лука, и железная стрела пронзила грудь священного животного. Белый верблюд громко взревел от боли и кинулся на обидчика. Испугавшись, разбойник тот час ударил камчой коня и умчался.
Бура, чувствуя свой конец, повернул к своему родному озеру с серебристой водой. На берегу озера обессиленный верблюд повернул голову в сторону заката и закрыл глаза…
Священное животное так и замерло, превратившись в большую белую гору с двумя горбами. Из заднего горба до сих пор торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Так и стали называть эту гору Бурабай, в честь имени Бура, а озеро с серебристой водой, где он утолял жажду-Боровое…
Легенда о гостеприимстве
Давным-давно, в те времена, когда ещё было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов и лошадей, диких коз и овец. Он стал первым скотоводом в казахских степях…
Было у него три сына. Они были добрыми и хорошими людьми. Во всём они повиновались своему отцу, помогали ему пасти его стада, табуны и отары.
Прошло время, старик совсем одряхлел и чувствуя приближение своего конца позвал к себе сыновей:
-Скоро я умру, дети. Оставлю вам всё, что нажил своим трудом и умом. Разделите весь скот на четыре части, возьмите каждый себе по части и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей и внуков…
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты спросили:
-Отец, не ослышались ли мы? Ты сказал поделить скот на четыре части, а нас всего трое, кому же будет принадлежать четвёртая часть наследства?
Умирающий отец ответил:
-А четвёртую часть я оставляю…вашему гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и приюте, кто по желанию или нужде появиться в вашем доме, найдёт у вас тепло, ласку и обильное угощение…А если гость из-за своей скромности станет отказываться от угощения, скажите, что он ест и пьёт не ваше, а то что для него предназначено…
Прошло с тех пор много времени и многое переменилось в жизни, распространились люди по степи… Но во все времена остался крепким в степи обычай гостеприимства. Кто бы не заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждал привет и почёт, мирный отдых и щедрое хлебосольство…
Легенда о юрте
В далёкие времена, в широкой казахской степи жил человек, он разводил и пас скот. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, он огораживал пространство вокруг себя ветками деревьев и укрывал их шкурами животных.
Как-то проснувшись, он подумал: «Если сегодня целый день будет светить солнце, то весь день будет удачным!» Так и случилось…
Подошёл снова вечер, и человек подумал: «Если солнце будет со мной всегда, значит и удача меня не покинет!» Он подумал и решил сделать солнце своими руками.
Из веток дерева, он сделал жерди-лучи, а из длинного гибкого ствола дерева свернул кольцо и установил его, в своём круглом жилище, над головой в самом центре. Получился купол, похожий на солнце. Вечером человек укрывал его снаружи шкурами, и его сон был спокойным и счастливым. А утром открывал и его жилище озарял солнечный свет, несущий благополучие и счастье.
Человек этот прожил долго и счастливо. Своим детям передал он это деревянное солнце в наследство-как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но до сих пор жилище казахов-юрта имеет круглую форму. И если ты войдёшь в юрту, поднимешь голову, то в самом центре увидишь это деревянное солнце-шанырак, который создаёт дом и бережёт его покой.
До сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет счастливым и удачливым. При переезде, шанырак бережно держат в руках, чтобы с ним ничего не случилось…
Легенда о тюльпане
Давным-давно, в широкой казахской степи появился красивый цветок-тюльпан. Его бутон был туго сомкнут, будто цветок что-то прятал у себя внутри.
Со временем люди узнали, что тюльпан скрывает в своём бутоне счастье. И всем очень хотелось заполучить это счастье себе…
Многие пытались раскрыть лепестки тюльпана силой, но никто не мог получить скрытое в бутоне счастье. Поскольку силой цветок не раскрывался.
Жил в то время мальчик, он был очень добрым и у него было большое любящее сердце. Он мечтал увидеть этот красивый цветок, о котором все говорили и тоже хотел счастья, но не только себе, а всем людям на земле.
Однажды он пас табун лошадей и в первый раз в жизни увидел прекрасный цветок, он долго любовался им, а потом нежно и ласково дотронулся до него-и бутон тюльпана раскрылся, подарив всем счастье.
С тех пор считается, что тюльпаны приносят счастье, а также символизируют самые чистые и добрые чувства…
Легенда о Байтереке
В те давние-давние времена, в бескрайней степи рос тополь, дерево жизни-Байтерек.
Вечная птица Самрук, закрывая небо крыльями, летела к Байтереку, чтобы укрыться в высокой кроне и отложить золотое яйцо-Солнце, дарующее всему живому свет и тепло, жизнь и надежду…
А внизу у корней дерева, всегда ждал своего часа голодный дракон Айдахар, жаждущий поглотить яйцо и тем самым сменяя день на ночь, лето на зиму…
Дракон всякий раз пожирал светило, но птица Самрук снова и снова прилетала и откладывала золотое яйцо, не давая дракону Айдахару чувствовать себя властелином. И нерушимой осталась борьба Света и Тьмы, Дня и Ночи, Лета и Зимы, Добра и Зла.
В наши дни, в столице Казахстана-городе Астане, возвышается монумент «Байтерек», который удерживает золотое яйцо своими тянущимися вверх ветвями, символизирующими разные народы, нации и религии…
Легенда о домбре
В давние времена жили два брата-великана. У младшего была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так сразу собирает вокруг себя народ, который веселился и смеялся. Люди уважали и любили его за это.
Старший же брат был самолюбивым, завистливым и злым. Вот однажды он тоже захотел, чтобы на него обратили внимание, а про младшего брата и думать забыли.
Решил он мост построить через бурную и холодную реку. Стал он камни собирать и строить мост, а брат тем временем играл и веселил народ.
Шли дни, старшему брату надоело работать, от усталости он становился ещё злее и раздражительнее, бросил он строить мост, а чтобы всем досадить, в ярости выхватил у младшего брата домбру и ударил ею о скалу, да с такой силой, что на камне остался отпечаток…
Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, а вместе с ней в аулах смолкли смех и радость.
Прошло много лет… Нашли люди на той скале отпечаток от домбры и стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгие годы селениях. Этот прекрасный мелодичный инструмент напоминал людям о младшем брате, а о старшем, злом и завистливом, никто и не вспомнил…
Легенда о круглом озере Зеренда
Давным-давно, когда в этих местах были только голые степи, жил один храбрый юноша. Однажды он встретил девушку неземной красоты. Полюбили они друг друга, захотели пожениться, но родители невесты были против. Жених был слишком молод и беден, а они мечтали выдать дочь-красавицу за богатого бая.
Не получив благословления родителей, молодые решили убежать из аула. Их бегство быстро обнаружили и послали за ними погоню. Их почти уже догнали, но девушка не растерялась, она сняла с руки браслет и бросила позади себя. И тут же на том месте, где упал браслет, образовалось большое озеро…
Влюблённые смогли скрыться, а погоня осталась на том берегу.
С тех пор, озеро, которое помогло молодым людям, называется Зеренда, от слова зерен-браслет. Оно круглое, и вода в нём прозрачная как слеза. Считается, что Зеренда и сейчас продолжает охранять чувства влюблённых…
Солнце, Луна и Петух
Это было очень давно, так давно, что сосчитать сколько дней с той поры прошло, никак не возможно.
Жили на небе вместе три брата: Солнце, Луна и Петух. Однажды Солнце ушло освещать людям землю, а в доме остались Луна и Петух. У Луны был весьма вздорный характер. Она всё время дралась с Петухом, и как-то раз сбросила его с неба на землю. Когда Солнце вернулось домой, оно увидело, что Петуха в доме нет. Солнце село, подумало и сказало Луне: «Ты, похоже, никого рядом с собой не терпишь, никогда не будешь хорошо себя вести. Я не хочу тебя больше видеть. С этого дня я буду ходить по небу только днём, а ты будешь выходить из дома только ночью».
С тех пор Петух, как только увидит в небе краснеющее лицо своего старшего брата-Солнца, так тут же кричит: «Ку-ка-реку! Счастливого утра мой дорогой старший брат!» А Луна в это время покидает небо. Вечером, когда в небе появляется Луна, Петух старается молча забежать в свой сарайчик и спрятаться там…
Легенда о жетыгене
В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Жили они счастливо, пока из-за холодной зимы в ауле не начался голод. Горе пришло в дом старика, от голода один за другим погибали его сыновья…
После гибели первого сына, убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева и натянул струну, поставил под неё подставку и исполнил кюй «Карагым» («Родной край»), после гибели второго, натянул ещё одну струну и исполнил кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), по третьему сыну старик слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»), четвёртому посвящает кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну посвящает кюй «Бакыткошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну кюй «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»)…
После утраты последнего младшего сына, старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жетибаламнанайрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). Он играл на инструменте, который издавал звуки полные скорби. Старик в своих кюях показывал образы своих любимых сыновей…
В наши дни эти кюи дошли под общим названием «Жетыгеннынжетеуы» («Семь кюевжетыгена»), а название «Жетыген»- можно расшифровать как «Семь поющих струн».
Легенда об Алдар-косе
Давным-давно жил бедняк по имени Алдан. Нанялся он на работу к богатому баю, пасти овец.
-А скажи, уважаемый, какая плата будет мне за мой труд?
-Нашёл о чём спрашивать, я очень богат! Ты работай хорошо, а я дам тебе скот, чтобы ты начал заниматься своим хозяйством.
Прошло время и настал день расплаты. Бай вышел к бедняку и издеваясь сказал:
-Возьми козу! Она принесёт тебе двух козлят, а затем ещё и ещё и так год за годом, у тебя будет большое стадо коз. А теперь проваливай!
Заплакал Алдан от горя, но делать нечего, с баем спорить только беду нажить.
Решил Алдан пожаловаться хану, но тот и слушать не стал, сразу же прогнал его.
Делать нечего, смирился бедняк с горем, но тут в его жизни случается радость-послал Аллах ему сына.
-Я назову моего мальчика Алдар, ведь он родился во времена, когда развелось много обманщиков и обидчиков. Может быть он не позволит обижать и обманывать себя!
Мальчик быстро рос и радовал отца. Он был очень понятливым и сообразительным. Однажды Алдар спросил:
-Отец, кто тебя обманул?
-Жадный бай. Он не заплатил мне за работу…
-Я накажу его!
-Я обратился к хану, но он и слушать меня не стал, прогнал…
-И ему я отомщу!
-На базаре меня всегда обманывали, забирая у меня последнее…
-И туда я доберусь, всё золото у них отберу! Когда я вырасту, я буду ездить по аулам и мстить всем мошенникам! Отомщу за всех бедняков!
Алдар вырос, возмужал. И действительно он стал мстить ворам и мошенникам всех местностей…
Легенда о горе Шубарат
На берегу реки Шемолган в давние времена жил казах. Имел он великое сокровище-скакуна Шубарат. Много призов взяла эта лошадь. На многие сотни вёрст гремела о ней слава.
Однажды была назначена байга с богатыми призами. Многие казахи привели на байгу своих лучших скакунов. Скачки были назначены на расстоянии дневного пути. Рано утром начали джигиты состязание. Уже через два часа, Шубарат далеко опередила своих соперников и пошла тише.
Весь день, где вскачь, где рысью, а где и шагом Шубарат приближалась к цели…
Сто лошадей скакали за ней. Многие лошади пали, многие наездники получили увечья…
К вечеру на горизонте люди увидели несколько лошадей. Впереди всех, опередив соперников, бежала Шубарат. Но на их пути был крутой и длинный подъём. Усталые лошади не смогли подняться по нему, они остановились. Только Шубарат, вытянувшись, как струна, влетела на вершину и стала победительницей.
С тех пор гора стала называться Шубарат.
Легенда о сороке и кукушке
В давние времена, сорока и кукушка жили в одном лесу. Гнёзд у них не было, и они укрывались под ветвями деревьев…
Каждый день, проснувшись рано, кукушка кричала: «Гнездо нужно! Гнездо нужно!» Своим криком она не давала покоя соседям.
Однажды сорока говорит соседке: «Чего кричать! Давай вместе сделаем себе гнёзда. Сначала тебе, потом мне!» Кукушка подумала и ответила: «Нет у меня ни сил, ни инструментов, да и желания тоже нет! Я лучше буду сидеть и кричать, может все соседи-птицы соберутся и построят мне гнездо!»
Сорока покачала головой, глядя на кукушку, и принялась строить себе гнездо. Она оплела стены гнезда молодыми ветками, прочно обвязала их корнями разных трав, а снаружи обмазала гнездо глиной. Дно гнезда устлала тёплым пухом…
Тем временем, кукушка всё сидела на дереве и кричала: «Нужно! Нужно!», пока не охрипла, и её язык не стал заплетаться. Она только и могла вымолвить: «Ку! Ку! Ку!» И до сих пор она кричит так, а гнезда и семьи у неё как не было, так и нет. Яйца она несёт в чужие гнёзда, и другим птицам приходится высиживать её птенцов, которые растут сиротами.
Легенда о Золотом человеке
Давным-давно, на обширных землях, между хребтами Алатау и Каратау, в многочисленном племени в семье батыра Каскаладака, у которого уже было девять сыновей, родился десятый, мальчик с длинной прядкой золотистых волос на темечке. Его мать гордилась этим и говорила любимому мужу: «Батыр, я подарила тебе сына с золотым айдаром!»
Мальчикатак и назвали Алтын-айдар.В семье все любили и лелеяли его, но он не стал избалованным и капризным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях, и всякий раз в байге приходил первым, будто у его скакуна, когда он садился на него, вырастали крылья.
Однажды до племени дошла страшная весть, что надвигается на них вражеская сила. На совете племя решило дать отпор врагу.
Отец Каскалдак стал главнокомандующим войска, а его десять сыновей вели это войско. Все сыновья были хорошо подготовлены к бою в красивых воинских доспехах, но лучше всех была выправка у батыра Алтын-айдара. Отец не пожалел для сына ни серебра, ни золота. Юный батыр был одет в золотые доспехи, голову его защищал золотой шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. Ноги были обуты в высокие остроносые сапоги из золотистой кожи с позолоченными каблуками.
Когда он на своём золотистом коне Кулансары, во главе с войском, летел на врага, его золотая одежда искрилась и ослепительно сияла на солнце. В самые трудные минуты сражения Алтын-айдар спешил на помощь своим братьям, и одно только его появление вселяло в воинов силы. Воодушевлённые смелостью «золотого» воина, отбили они нападение врага…
С того времени Алтын-айдар-мальчик с золотым хохолком-стал настоящим золотым батыром и живым талисманом войска…
Список литературы:
Легенды волшебной страны Атамекен. – Для детей разных возрастов. – Шымкент: «Шикула и К», 2004. – 160 с.Серия «Нұрсәуле – Лучик».
Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. – Алма-Ата,1978.