Образовательная область: Познание
Раздел: Ознакомление с окружающим миром, экология
Тема: «Приключение ветерка»
Цель: Познакомить с таким природным явлением ветер; причинами его возникновения; ролью в жизни человека.
Задачи:
- Развитие и тренировка зрительного внимания в процессе формирования у детей умения сосредотачиваться на различных объектах.
- Развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой, устанавливать взаимосвязь этих изменений.
- Развитие мышления, речи детей.
Словарная работа: обжигающий, свирепый, слабый, пронизывающий, холодный, освежающий, северный, колючий, гудит, свистит, освежает.
Билингвальный компонент: ветер - жел.
Оборудование: Кораблики с парусами, мисочки с водой для каждого ребёнка, разноцветные вертушки, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, 2 свечки; «змейка» вырезанная из бумаги, в виде спирали, фен, музыкальные фрагменты (со звучанием резкого ветра, шквального, тихого), аудиозапись ветра, иллюстрация облака.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно – побудительный этап
Организационно – побудительный
Рефлексивно – корригирующий этап.
- Ребята сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь ее отгадать.
Загадка:
«Я берёзку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать?»
А как будет ветер на казахском языке?
- А можно ли ветер назвать невидимкой?
- Почему?
- Каким может быть ветер?
- А как можно узнать, дует ли на улице ветер?
- Давайте посмотрим в окно, есть ли сегодня на улице ветер? Как догадались?
-Ребята, а что ветер умеет делать?
-Да, ребята ветер много умеет делать. Может он навредить человеку?
- Как ветер помогает нам?
- Вот какой разный ветер, может быть добрым волшебником и злым колдуном.
А теперь послушайте музыкальные фрагменты (со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите о каком ветре идет речь.
Кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы это понять я покажу вам опыт.
Опыт №1. Показать детям змейку ее спиральную конструкцию и продемонстрировать вращение змейки над горячей свечой. - Что происходит с воздухом над горящей свечой? (нагревается) Что делает «змейка»? (вращается, но не опускается вниз) Что поднимает «змейку» и заставляет вращаться? (тёплый воздух) Вывод: Воздух, нагреваясь, движется вверх.
Тёплый воздух поднимается к потолку, так как он легче холодного. По мере того, как тёплый воздух поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Движение воздуха - это ветер.
Опыт№1. Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая на верху. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу).
Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
Давайте пройдем в нашу мини лабораторию «Ветерка».
На столах миски с водой для. В каждой миске свое "море"- красное, черное, желтое.
-Ребята вы - это ветры. Подуйте на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее - море разбушуется. Опустите парусные кораблики в поддон с водой.
Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)
Какой ветер в пустыне теплый, включаю фен демонстрирую ветер в пустыне.
Перед каждым ребенком банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Ребята подуем в банку, через трубочки. Показываю картинки как нужно правильно дышать.
Что происходит с песком? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни. Показываю иллюстрацию песчаной пустыни.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Воспитатель: у меня есть волшебная палочка – превращалочка.
Чики - чики- чикалочка,
Игра – превращалочка,
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Игра «Дерево» (под музыку).
Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях.
Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки.
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
Возьмите картинки.
1 подгруппа. Рисуют сказочный ветерок.
2 подгруппа. Игра «Узнай, с какого дерева?» (приклеивают листочки к деревьям.)
Итог:
- Ребята, о каком невидимке мы сегодня говорили?
Что же такое ветер? Ребята, какой ветер вам больше нравится? Раздается шум ветра, его слова:
Рад, что к вам попал, друзья.
Вы, ребята, молодцы,
Ваши рисунки так хороши!
Облачко я к вам пригнал. (открываю изображение облачка на доске)
За отличные ответы
Подарит оно вам конфеты.
Встретимся еще не раз,
И в лесу, и в поле,
И на большой дороге.
А сейчас мне в путь пора.
До свиданья, детвора.
- Ветер любит играть и на память о нашем занятии, я хочу подарить вам вертушки, чтобы вы могли поиграть с ветром.
Задумываются, отгадывают загадку.
Ветер.
Жел.
Да.
Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, быстрый, резкий, незаметный.
Нужно посмотреть в окно, если веточки качаются, листочки шелестят, значит, ветер есть.
Флаги развиваются, качаются деревья. Можно открыть форточку: сильный ветер колышет шторы.
Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить листву.
Разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.
Надувает паруса, вертит крылья мельницы.
(садятся на стульчики)
Волны,
Дети дуют на паруса, кораблики плывут.
Художественное слово. А.С. Пушкин.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Рассматривают уточняют, как правильно делать вдох и выдох.
Закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя.
Превращаются в деревья.
Опустили глазки посмотрели на ноги. Посмотрели вправо на руку, влево.
Шевелят пальчиками.
Шевелят кистями рук.
Раскачивают руками, наклоняясь из стороны в сторону.
Выпрямляются, шелестят пальцами рук.
Берут картинку и проходят к соответствующему столу. (на картинках ветреная и безветренная погода)
О ветре.
Движение воздуха.
Тёплый, прохладный, ласковый и т.д.