Воспитатель: На огромном дереве (иллюстрация дерева) в дупле жил маленький бельчонок со своей мамой (иллюстрация белки и бельчонка). Как все дети он был очень любопытный, ему было интересно все на свете. Однажды маленький бельчонок услышал от соседки – белки (иллюстрация соседки – белки) слово «лес». - Мама, - обратился он к маме – белке, - а что такое лес? - Лес – это деревья, - сказала мама, - березы, дубы, липы, ели, орешник, сосны. - А что такое березы? - не унимался бельчонок. - А что такое дубы? А что значит орешник? - Я вижу, - сказала мама, - вырос ты. Пора и тебе знакомиться с лесом. Приготовься к большому прыжку. Мы поскачем вот на ту полянку. Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не появился большой участок леса. Да такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать: - Ах! - так красиво было кругом. Структурный подход - Перед ним стояли деревья такие же нарядные, как на нашей картинке. Иллюстрация смешанный лес. - Какие деревья увидел бельчонок, ребята? (Иллюстрация ель) - Как вы думаете, на каких деревьях желтые листочки? (Иллюстрация береза) - В смешанном лесу бельчонок увидел ели, березы и красивые деревья с дрожащими на ветру красными листочками – это были осины (иллюстрация осина). - Как называются деревья с красными листочками, ребята? - Катя, назови, пожалуйста, деревья, которые увидел бельчонок в смешанном лесу. - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что есть у березы? (Иллюстрации: ствол, ветка без листьев, листья березы) - Какого цвета ствол березы, Сережа? - Альбина, посмотри внимательно и скажи, что есть у ели? (Иллюстрации: ствол, хвоя, шишки ели) - И бельчонок был очень внимателен, что на ветках ели он увидел иголочки и шишки. Пахучие и смолистые. Мама – белка, а с ней и бельчонок спустились на землю около ели, усыпанную хвоей (так называются иголочки ели и сосны). Рассмотрел бельчонок еловую иголочку. - Ребята, а вы помните, как она называется? - В шишиках ели бельчонок нашел семена, они так понравились бельчонку, что он лакомился, лакомился... - На каком еще дереве можно увидеть шишки? - А вы знаете отличие ели и сосны? (илююстрации – хвоя ели, хвоя сосны, шишки ели и сосны) - У сосны хвоинки длинные, а шишки маленькие и немного другой формы чем еловые, а у ели хвоинки короткие, шишки большие. - Бельчонок так долго лакомился пока мама – белка не сказала: - Ну хватит, обжорка, с переполненным брюшком очень трудно скакать полесу, а я хочу показать тебе осины. - Листочки этого дерева держатся на черешках в верхней части сплюснутых, поэтому они с такой легкостью поворачиваются в разные стороны. Осенью эти листочки становятся красными (иллюстрация ветка без литьев, листья осины). Ствол у осины серого цвета и очень гладкий (иллюстрация ствол осины). Тактильные дощечки -Внимательно обследуйте предметы на дощечках и найдите кору осины (тактильные дощечки с корой ели и осины). - Кору, какого дерева ты нашел, Слава? - Что удивительного происходит с деревьями осенью? - Как называется явление природы, когда падают листья? Игра «С какого дерева лист» - Ребята, покажем бельчонку листики или плоды деревьев и кустарников, которые встречаются в наших смешанных лесах, и назовем эти деревья. - Познакомился бельчонок с плодами деревьев. Зачем они нужны? - Опадут последние листочки с деревьев, полетят снежинки и уснут деревья до весны крепким сном. И только ель останется в своем зеленом платьице. - Какое еще дерево останется зеленым до весны, ребята? - И сосны мы тоже можем встретить в лесах нашей области. - Запомнил, бельчонок, как называется лес, в котором растут разные деревья? -Да, - ответил бельчонок, - смешанный! - А вы, ребята, запомнили, как называется лес, в котором растут разные деревья? - Как сказать лес на казахском языке, ребята? - А теперь поскачем туда к ельнику, - сказала бельчонку мама, - послушаем пение птиц. И два пушистых хвостика, один побольше, другой поменьше, замелькали сначала в листве белых березок. А затем и среди веток и сучьев других, пока незнакомых бельчонку деревьев. - Бельчонок весело скачет по веткам деревьев и мы с вами поиграем. Физминутка. Алдымнаң жел еседі Тербиледі ағаштар Кіп-кішкентай ағаштар Биік, биік өседі - Отырыңдар, балалар! (Иллюстрация ельник) - Попрыгал весело бельчонок и вдруг остановился, прислушался. - Мама, а почему не слышно пения птиц ? – спросил бельчонок у мамы – белки. - А вы, ребята, как думаете, почему не слышно пения птиц в лесу? - Пока бельчонок весело скачет по веткам елей, мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» Игра «Самый внимательный» На столе иллюстрации птиц. - Выберите тех птиц, которые улетают из наших лесов в теплые края осенью. - Қазақша қалай - птицы? - Женя, назови птиц, которые улетают в теплые края осенью. - Почему эти птицы улетают от нас в теплые края? - Как назвать всех этих птиц одним словом? - Посмотрите внимательно на иллюстрации и назовите перелетных птиц Северного Казахстана. (иллюстрации лебедь, гуси, утки) - Попрощался бельчонок с перелетными птицами и поскакал по веткам елей за своей мамой – белкой. - Куда теперь мы отправляемся, мама? – спросил бельчонок. - Я видела в бору медведя, туда и отправимся, поиграем с медведем. - Ребята, что такое бор? - Белки скачут в сосновый бор и мы с вами весело поскачем! - Но когда бельчонок с мамой прискакал в сосновый бор (иллюстрация сосновый бор), то медведя они почему-то не встретили. - Куда же делся медведь, мама? – спросил бельчонок у мамы – белки. - Как вы думаете, почему белки не встретили медведя? - О медведе говорят «впадает в спячку». Скажите все вместе. - Кто еще из животных впадает в спячку? - Қазақша қалай - еж? - Медведя бельчонок не встретил? Зато он заметил много других необычных домиков. - Кто живет в этих домиках, мама? – спросил бельчонок у мамы – белки. - А вы, ребята, знаете кто живет в этих домиках? Игра «Кто где живет?» На доске иллюстрации: берлога, дупло, нора. - Кто живет в берлоге, ребята? (иллюстрация медведь) - Қазақша қалай - медведь? - Как называется домик белки? (иллюстрация белка) - Қазақша қалай - белка? - Посмотрите внимательно на картинки и выберите, какие запасы готовит белка на зиму. На столе иллюстрации: грибы, орехи, яблоки, ягоды, морковь, помидор. - Кто живет в норе? - Қазақша қалай - лиса? - Осенью у лисы шуба становится очень теплой. - В таких норах могут жить и волки. - Как называется нора волка, Катя? - Волки живут в норах для вывода потомства. - Қазақша қалай - волк? - Медведь наелся и уснул до весны, белка сделала себе запасы на зиму, а чем будут питаться зимой волк и лиса? - Ребята, я вам открою большой секрет: заяц легко сможет спрятаться от волка и лисы. Модель окраски - Летом заяц был серый и легко прятался от своих врагов среди травы. А с наступлением зимы шуба зайца становится белой и он становится невидимым на снегу. Закроет заяц нос лапкой и не найдет его ни лиса, ни волк. - Медведя в лесах нашего края мы не встретим, а вот кого можно встретить, расскажите бельчонку. (иллюстрации: лось, корсак, рысь, водяная крыса) - Солнце быстро садиться за кромку леса (иллюстрация закат солнца в лесу) и маленький бельчонок с мамой – белкой быстро направились в сторону дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути бельчонку встречались разные деревья. Маленькие и большие, они были как будто и похожи друг на друга, и вроде бы нет. То ствол посветлее, то листья покрупнее. Но бельчонок был очень рад, что много узнал, а главное, что лес это его дом, где они живут вместе с мамой. - Вам, ребята, понравилось путешествие в сказку? - Сегодня вы побывали в увлекательном путешествии и много узнали о лесе. А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую. - Мы видели сегодня много разных кустарников, но, пожалуй, один из самых красивых даже без листьев – это рябина. Я предлагаю вам сделать картинку с помощью пластилина, которая будет называться «Ветка рябины». Рассматриваем ветку рябины, уточняем форму, цвет, размер. Объясняю последовательность работы, уточняю способы лепки. Помогаю индивидуально. Все работы рассматриваем. |