Просмотр содержимого документа
«Открытый показ ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебница вода"»
Открытый показ Организованной Образовательной Деятельности по познавательному развитию в старшей комбинированной группе «Волшебница вода»
Цель: Сформировать у детей представления о воде, свойствах воды, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном), познакомить с круговоротом воды в природе.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды, понятием «круговорот воды в природе», объяснить детям, что вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и животных.
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие: Активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия.
Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: Создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу нашей Земли; умение работать в группе; учитывать мнение других детей; отстаивать собственное мнение и доказывать свою правоту
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека и животных.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Рассматривание глобуса и карты мира.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации : «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», «Состояния воды»
Куб, шар
Емкости для воды разной формы
Бутыль с водой
2 стакана: с водой и молоком
Пластиковые стаканчики и трубочки для коктейля по количеству детей Гуашь, вода, кисти
Сахар, соль, эфирное масло
Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе
Аудио –запись «Звуки воды»,капельки из картона по количеству детей.
Ход ООД:
Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает послушать аудиозапись «Звуки воды» (спрашивает детей ,что они услышали и обобщая ответы детей говорит, что все это звуки воды)
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить с вами?
Дети: О воде.
Воспитатель: Где можно встретить воду?
Дети: В реке, в ручье, в море, в водопроводном кране (показ иллюстрации)
Воспитатель: Зачем нужна вода?
Дети: приготовить еду, помыть руки и посуду, полить цветы (показ иллюстрации)
После ответов детей воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете можно ли прожить без воды? Что случится на Земле, если вода вдруг исчезнет? (ответы детей). Чтобы этого не случилось воду нужно беречь и охранять!
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, почему воду называют волшебницей, какими свойствами она обладает? Выяснить это мы попробуем в нашей лаборатории, но прежде чем мы туда пройдем , необходимо запомнить правила поведения в лаборатории:
это не шуметь – этим вы мешаете другим
аккуратно обращаться с посудой. Помните, что посуда может биться и этим легко пораниться.
Внимательно слушать и следить за результатами опыта.
Закончив наблюдение сделать вывод.
Опыт 1 «Три состояния воды»
Стакан с водой- жидкое состояние.
Термос с горячей водой. Пар- газообразное состояние.
Кусочки льда- твердое состояние.
Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея), в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара). - При каких условиях вода превращается в снег или лед? (от мороза) - Отчего превращается в пар? (от нагревания)
Опыт2 «Вода- жидкость, не имеет формы»
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт 3 «Вода не имеет запаха»
- Ребята, определите, есть ли запах у воды? - А теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь? Вывод: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.
Опыт 4 «Вода не имеет вкуса» - Ребята, есть ли у воды вкус? - Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду. При этом часто говоря «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Давайте попробуем растворить в воде сахар, соль. Что мы видим?
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус.
Опыт 5 «Вода прозрачная (не имеет цвета)»
- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?
Вывод: В воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.
- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем гуашь. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Опустим камешки. Они не видны.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем эксперимент «Путешествие Капельки»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека.
Вода постоянно находится в движении – испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговоротом воды в природе. А приводит воду в движение Солнце: именно оно нагревает поверхность воды, в результате чего она и испаряется.
Проведем эксперимент. Воспитатель показывает детям чайник с горячей водой, из которого подымается пар.
- Ребята, вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду (вывод: вода при нагревании превращается в пар). Затем в баночку нальем горячую воду и закроем ее стеклом. Дети наблюдают, как на стекле собирается пар. С помощью льда охлаждаем стекло, на стекле образуются капли воды. Капли капают вниз. Это также происходит в природе.
Вывод: Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Проводится подвижная игра «Капельки»
- А теперь, давайте с вами поиграем.
Вокруг себя все повернитесь и в капельки все превратитесь.
Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.
Мимо тучка пролетала. На землю дождиком упала. Тут солнце вышло из-за туч. В пар превратило много луж. Вновь ветер тучи нам принес, И на землю пролился дождь. Вдруг появляется мороз, Он льдинок целый воз привез. Солнца луч задел все льдинки – Превратились все в дождинки.
Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!
Итог: Ребята, скажите пожалуйста так почему же воду называют волшебницей? (может превращаться во что угодно- снег, лед, пар,туман, облака)
- Какими же свойствами обладает вода (ответы детей с опорой на схему- вода жидкость без цвета, без запаха, она прозрачна и не имеет формы)
- Как называется «путешествие капельки по свету» (круговорот воды в природе)
- Почему воду нужно беречь и охранять?
Рефлексия:
Воспитатель: Дети на память о нашем занятии я хочу подарить вам эти маленькие капельки. Посмотрите на них внимательно, чего у них не хватает? (ротика, улыбки)
Сейчас если вам понравилось наше занятие, нарисуйте своим капелькам улыбки. А если кому-то не понравилось- пусть ваша капелька останется без улыбки. Дети рисуют капелькам улыбки, звучит аудио- запись «Звуки воды»