Конспект по рисованию (с натуры) в подготовительной к школе группе на тему: «Веточка рябины»
Цель: вызывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности – рисование с натуры.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги,
Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев).
Учить новому техническому приему – двухцветному боковому мазку, гроздья рябины изображать методом тычка.
Развивающие задачи:
Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом;
Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать трудолюбие, активность, выдержку.
Воспитывать умение слушать взрослого и сверстника не перебивая, доводить начатое дело до конца
Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать уважительное отношение к работам своих товарищей
Програмное содержание: Воспитывать творческое воображение, интерес к рисованию, аккуратность в работе с акварель, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, внимание, связную речь, учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги, передавать в рисунке характерные особенности рябины ,закреплять умение правильно держать кисть, наносить акварель методом примакивания ,тычком , активизировать словарь.
разгадывание загадок, заучивание стихотворений, беседы, наблюдения за явлениями природы.
Словарная работа: отгадывание загадок, беседа, слушание стихов, вопросы . Оборудование:
Демонстрационный материал: Картины с изображением различных деревьев, плоды рябины.
1 часть. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Дети, давайте подарим всем наши улыбки и хорошее настроение. Тогда: Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.
УЧ.: Дети, сегодня я к вам пришла не одна, а с волшебницей. Она для вас приготовила сюрприз. А как зовут эту золотую волшебницу вы сейчас мне скажите:
Раз, два, три закрываем глазки и окажемся с ней в сказке, подарила яркой краски, разукрасила листки, кто же это назови!
Дети: Осень. Воспитатель: Почему Вы решили, что это осень, а не другое время года? Дети: Потому что на деревьях желтые и красные, зеленые листочки. Воспитатель: Что произошло с деревьями? Дети: Листья пожелтели, покраснели и опали. Воспитатель: Осень любит раскрашивать все деревья, но одно дерево любит больше всех. А какое дерево послушайте и отгадайте загадки.
Уч.: Это изящное дерево, сказочно красиво в любое время года. Весной( рябина) надевает наряд из нежно-зеленых кружевных листочков и зацветает пышными белыми гроздьями. Летoм( рябина) после цветения появляются гроздья зеленых ягод. А в осенние дни это дерево становится волшебно красивым и гроздья окрашиваются в красные цвета. (рябина)
Восп.: Много ягодок – огней Будет осенью на ней. И подарит для Марины Бусы красная ...(Рябина)
Воспит.:3.Я смотрю в свое окно, Вижу дерево одно. Гроздья красные висят, Птички скушать их хотят. (Рябина)
4.Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. Что за дерево? Дети: (Ответы детей). Правильно, это рябина. Отгадка картинка с рис.
П. часть. Воспитатель: Дети, рябина очень красивое дерево и полезное. Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси. Для людей тоже рябина полезна ягоды и листья рябины обладают целебными свойствами, содержат витамины
Уч.: Дети давайте рассмотрим с вами веточку рябины. Посмотрите у основания ветки черешок. Ветка у рябины тонкая, слегка изогнутая под тяжестью ягод. Лист у рябины сложный: перестый или зубчатый . Он состоит из расположенных попарно узких резных овальных листиков. Ягоды рябины собраны вместе в кисти, гроздья имеют овальную форму. Ягоды расположены близко друг к другу, и одни частично загораживают другие
Воспитатель: Дети Осень особенно любит рябину за ее яркость гроздьев ягод. Дети вы хотите сделать подарок Осени?
Дети: Да
Восп.: Давайте нарисуем веточку рябины. А пред тем как приступим к рисованию немножко разомнемся.
Проводит учитель
Физ. Минутка. «Осень»
Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)
Дождь и ветер принесла,( вращения руками)
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает, (хлопки над головой)
Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед)
Физ.минутка повторяется несколько раз.
Воспит.: Дети предлагаю стать на время художниками, как Золотая Осень и сесть для рисования за парты.
Дети садятся за парты.
Объяснение и показ порядка выполнения рисунка на педагогическом эскизе.
Уч.: Дети перед вами лежат две кисточки. Тонкая для рисования веточек коричневой краской. Кисточка с широким ворсом для рисования листочков зеленым цветом. Ватные палочки для рисования плодов рябины ягод красным или оранжевым цветом.
Восп: Ветка и гроздь рябины будет располагаться на середине листа. Покажите (Дети прикладывают ладошку в центр листа).Взяли тонкую кисточку набрали коричневой краски.
Воспитатель: Ветка и черешки листьев рисуются концом кисти. Проводим тонко, с верху вниз легким движением, слегка закругленную линию, кончик кисти смотрит вверх. От главной ветки проводим еще несколько вертикальных закругленных линий .
Когда дети закончили рисовать переходим к следующему этапу.
Уч.: Промыли кисточку в непроливашке и промокните на салфетке. Отложите кисточку с тонким ворсом и возьмите с широким.Набрали зеленую краску.
Воспитатель: Листья рисуются попарно способом «примакивания» (ворс кисти кладут плашмя на лист и аккуратно приподнимают).
Воспитатель: посмотрите, какая у листьев рябины окраска, один зеленый с оранжевым кончиком, другой желтый, и т. д.
Воспитатель: Такие двухцветные листочки можно нарисовать сразу, если всю кисточку обмакнуть в желтую краску, а ее кончик – в оранжевую и приложить боковой стороной к бумаге.
Воспитатель: Дети, закончили рисовать листочки, промыли кисточку и просушили на салфетке и отложите кисточку в сторону.
Учитель: Ягодки мы будем рисовать не кисточкой, а ватными палочками. Смачиваем поочередно в нужный цвет краски. Сначала обмакнув в оранжевую краску ватную палочку, ставим отпечаток на листе бумаги; затем, обмакнув в красную краску, ставим отпечаток рядом с оранжевым отпечатком и т. д. Отпечатки можно накладывать друг на друга, делать их разной плотности (более темные и светлые). А когда подсохнут ягоды рябины, кончиком тонкой кисти дорисовать точки – тычинки ягод и мелкие веточки.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель следит за правильностью выполнения работ, приемов и способов действия. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. Если требуется, напоминает о последовательности и способов рисования. Во время детской деятельности воспитатель дает рекомендации по выполнению работы. Во время деятельности детей следит за их осанкой. Постепенно готовые работы оформляются в выставку.
III часть, заключительная.
В конце занятия рисунки рассматриваются, выбираются наиболее удачные, индивидуально обсуждаются недостаточно выразительные. Рисунки выставляют на стенд, украшают группу.
Воспитатель: Дети, с каким мы деревом познакомились? Дети: С рябиной. Воспитатель: Как вы думаете , какую пользу она приносит? Дети: корм для птиц, животных, полезная для человека. Воспитатель: Дети, что мы сегодня рисовали?
Дети: Веточку рябины
Воспитатель: У вас получились прекрасные веточки рябины.
Воспитатель: Посмотрите на все работы и скажите, у кого получилась самая красивая веточка, объясните почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Рисунки получились красочные, яркие. Мы обязательно организуем выставку. (Рябина поблагодарила детей за хорошие рисунки, теперь ее плодов хватит всем на всю зиму, и обещала вернуться на следующий год и снова радовать своей красотой) .
Воспитатель: (стих) В подарок Осене дети приготовили стихи
1.Краса земли рябинушка… У рябинушки ладошки Зацелованы дождями. Ягод пламенная крошка На ветвях и под ногами. У рябинушки дорожка. Кто пройдет – спасибо скажет. За тепло и нрав хороший. Нет её сегодня краше.
2.«Рябинушка – красавица, Стоит в лесу густом, Красивая и стройная! В уборе золотом. Рябинушка – красавица, Ты очень хороша, Украсила рябинушку осенняя пора
3.Улетели птицы разные.
Смолк их звонкий перепев.
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Народные приметы, связанные с рябиной: Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Если уродится рябина — рожь будет хороша. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.
*(Работы можно оформить в групповое панно, нарисовав на ватмане ствол и к стволу прикрепить изображенные детьми ветки)