Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Тема: Игры с Каркушей
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука р в речи. Закреплять представления детей о предложении, слове, слоге.
Задачи:
Обучающие: Автоматизировать звук р в речи. Закреплять умения определять количество слогов в слове. Закреплять умение составлять законченные предложения. Способствовать формированию умения выделять слова по общему признаку, аргументировать свой выбор. Формировать умение подбирать слова в уменьшительно- ласкательной форме.
Развивающие: Способствовать развитию зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога. Способствовать положительному взаимоотношению между детьми.
Материал и оборудование: картинки для составления предложений; картинки трёх домиков, с разным количеством окошек; картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот, корова, жук, белка; игрушка воронёнок.
Ход занятия
Приветствие детей:
Вводно-мотивационная часть.
-Ребята, сегодня у нас необычный гость. Послушайте загадку:
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
(Ворона)
-Сегодня у нас в гостях воронёнок, а зовут его Каркуша. Каркуша очень любит играть, а ещё он очень любознательный. Но родители Каркуши очень заняты, они готовятся к зиме, поэтому воронёнку скучно одному, вот он и прилетел к нам.
Каркуша: Я всё лето наблюдал за вами, какие вы дружные и весёлые ребята. Наблюдал за тем как вы занимаетесь, вот и решил прилететь к вам на занятие.
- Ну что ребята, пригласим Каркушу к себе на занятие?
Основная часть.
1 Отгадай загадки.
Каркуша: Я хочу вам загадать загадки, но не просто загадки- в отгадках обязательно есть мой любимый звук, как вы думаете, какой?)
Правильно-звук р. Вы должны отгадать загадку и определить где находится звук р: в начале, в середине или в конце слова.
По волне, по волне
Плывёт музыка ко мне. (Радио)
Красивое коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
На дне живёт:
Ходит задом наперёд. (Рак)
Белая кошка
Лезет в окошко. (Рассвет)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
- Молодцы ребята, вы всё правильно отгадали.
1 Игра «Что видел воронёнок?».
Каркуша: Ребята, я много летаю и много чего видел интересного. Я приготовил картинки, на них нарисовано то, что я видел. Хотите узнать.). Тогда подходите, берите картинку и расскажите что я видел.
(К доске прикреплены картинки обратной стороной, ребенок выходит к доске, выбирает одну из картинок, показывает ее детям и составляет предложение)
Каркуша: Ну, ребята, молодцы. Я хочу поиграть с вами в игру, в которой вы должны определить слова которые друг с другом дружат и сказать почему они друзья.
3 Дидактическая игра «Найди пары слов, объясни свой выбор».
Сыр дружит с кефиром, а сахар – с зефиром.
Кружка дружит с крышкой, а жираф – с мартышкой.
Морковь дружит с картошкой, а рояль – с гармошкой.
Перо дружит с вороной, а король – с короной.
Кресло дружит с кроваткой, а портфель – с тетрадкой.
Гараж дружит с шофёром, а укроп – с помидором.
4 Физ. минутка.
Воронёнок: Ой ребята, что то я устал немного, может отдохнём?
Вот под елочкой зеленой
(Встали.)
Скачут весело вороны:
(Прыгаем.)
Кар-кар-кар!
(Громко хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар!
(Громко хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают
(Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают:
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар!
(Тихо хлопки над головой в ладоши.)
5 Дидактическая игра: «Кто в домике живет?»
Каркуша: Ребята, у вас есть друзья? Расскажите мне о своих друзьях.)
У меня тоже много друзей. У каждого из них есть свой домик. Я предлагаю вам определить где чей домик. Для этого необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить жителей по домикам. В первый домик – те, в названии которых один слог; во второй –в названии которых два слога; в третий домик – в названии которых три слога
(На доске картинки трёх домиков, с разным количеством окошек. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот, корова, жук, белка. Дети произносят заданное слово, хлопками считают слоги, работа проводится как группами, так и индивидуально)
Каркуша: Молодцы, вы всё сделали правильно, теперь все в своих домиках.
6 Словесная игра «Назови слова, противоположные по значению».
(Воспитатель называет слово, дети называют слово противоположное по значению)
- Да Каркуша, наши дети умные. Они могут подобрать к любому слову слово противоположное по значению:
Худой – толстый, далекий – близкий, горький – сладкий, узкий – широкий, высокий – низкий, белый – черный, твердый – мягкий.
7 Заключительная часть.
Ребята, Каркуше очень понравилось заниматься с вами, а вам понравилось? Какие задания вам понравились? Какие задания были трудными? Каркуше пора домой, давайте на прощание расскажем ему стихотворения которые мы с вами учили.