Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по естествознанию "Зимующие и перелетные птицы" в классе предшкольной подготовки»
Конспект открытого занятия по естествознанию в классе предшкольной подготовки
Цели:
Образовательная: формирование представлений у детей о перелетных и зимующих птицах.
Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
2. Формировать умения делить птиц на перелетных и зимующих.
3. Расширить и активизировать словарь.
4. Развивать речевую активность, диалогическую речь, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, магнитная доска, проектор, компьютер, экран, презентация.
Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Доброе утро, ребята
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым птицам
Посмотрите друг на друга
Подарите улыбку своим друзьям
А теперь и нашим гостям
Беседа о времени года.
Воспитатель: Ребята, какое время года?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какой сейчас месяц?
Сейчас месяц ноябрь.
Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на улице стало меньше птиц?
Что с ними могло случиться?
Дети: Они улетели в теплые края.
- А почему от нас улетели птицы на юг?
Дети: Холодно, не достаточно корма.
- Как называются такие птицы? (ответы детей).
Дети: Перелетные. (слайд 1)
- Каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: Ласточка, скворец, грач, журавль, (слайд2)
В: Ребята, какую пользу приносят нам птицы?
Дети: Уничтожают насекомых.(слайд 3)
2. Беседа о перелетных птицах.
На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.( слайд2)
Воспитатель: Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых — они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы. (слайд4)
Воспитатель: Какие птицы улетают последними? Как вы думаете почему?
Дети: Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.
2. Дидактическая игра «У кого кто?».
Дети: У журавля — журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок – скворчата
У лебедя – лебеденок - лебедята
У грача – грачонок – грачата
У утки — утенок – утята
У аиста — аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята
.Воспитатель: О каких птицах мы сейчас говорили?
Дети: О перелетных!
Воспитатель: Правильно, ребята, это перелетные птицы! Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики.
Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
-Ребята, сейчас поиграем!
3.Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?».
Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.
Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль.
Воспитатель: Молодцы ребята, я увидела, что вы внимательны и умеете правильно составлять предложения.
4. Физкультминутка.
Птички клювик поднимают. (Поднимают и опускают голову)
Птички крылья расправляют. (Поднимают и опускают прямые руки)
Птички зёрнышки клюют. (Приседают и стучат указательными пальцами по полу)
Птички песенки поют. ( Поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произнося: «Тень-тень»)
- Как называются те, которые остались с нами зимовать? (ответы детей).
- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей)
На экране появляются изображения птиц. (слайд 5)
Воспитатель: Каких птиц вы видели зимой?
Дети: Сорока, ворона, синица, снегирь(слайд6)
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остались зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они остаются зимовать с нами?
Дети: Эти птицы могут пережить зиму.
Воспитатель: Зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Если птицам не помочь они могут погибнуть.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
-Как вы думаете, что хуже для птицы голод или холод?
КОНЕЧНО ГОЛОД
-Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?
(делать кормушки и подкармливать птиц) (слайд7)
- Чем можно подкармливать птиц?(крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)
-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)
-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
(в кормушки).
-Какие бывают кормушки? (ответы детей)
Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.(слайд 8)
Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Поэтому птицы зимуют поближе к жилищу человека. А человек должен не оставаться равнодушным к доверию птиц, а помогать им, выжить в зимнее время - устанавливать всевозможные кормушки и подкармливать птиц. (слайд 5)
-Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти дорогу, куда им лететь.. Расселите их пожалуйста. Перелётных птиц на летнее дерево, а зимующих на зимнее дерево. Будьте внимательны.
--Что еще мы повесим на зимнее дерево? (кормушку)
(на слайде два дерева, берут картинку и магнит, закрепляют на нужное дерево)(слайд9)
Ребята, зимой к нам прилетают снегири. Ещё наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Что мы знаем о снегирях? где можно встретить снегиря?
Д. В лесу, возле дома, в саду.
В. И в лесу, и рядом с жильём человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растёт как в лесу, так и возле дома
В.Почему снегирей называют снегирями? По народной примете, если появились снегири, это значит, что скоро выпадет первый снег. А вообще с латинского его имя звучит как «огненный». Потому что брюшко у самцов ярко-красного оттенка.
Физминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В: Ребятки, посмотрите, к нам в гости тоже прилетел снегирь! И он мне что-то хочет сказать. Он говорит, что ему одному очень скучно. И он хочет завести себе друзей. Давайте ему поможем.
Работа в парах.
Дети, на столах у вас лежат детали снегиря, приступайте к работе. Дети выкладывают на картоне детали и поочередно наклеивают на основу.
Прежде, чем нам приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка».
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это - стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
(И. Токмакова.)
Презентация работ.
Рефлексия.
Воспитатель: О каких птицах мы сегодня беседовали?
Дети: О перелетных и зимующих птицах.
Воспитатель: Что нового вы узнали о перелетных птицах?
Дети: Еще в августе они улетают на юг!
Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли?
Воспитатель передает мяч и просит похвалить друг друга: – Саша, ты сегодня молодец! И т.д.