Просмотр содержимого документа
«Основы режесуры и методика организации театрализованой деятельности»
План- конспект урока
По МДК 06.02.Основы режиссуры и методика организации театрализованной деятельности.
Тема: Постановка спектакля с детьми дошкольного возраста.
Цель:Закрепить со студентами этапы работы над спектаклем.
Упражнять в умении подбирать наиболее оптимальные формы, методы, приемы работы, используемые на основных этапах работы над спектаклем.
Развивать у студентов умение анализировать, планировать и организовывать театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста.
Воспитывать интерес к дисциплине, творческий подход к работе.
Оборудование:
-Презентация,
-Куклы различных систем,
-Рекомендации для работы студентам.
Предварительное задание студентам.
Познакомиться со сценарием кукольного спектакля, продумать на какие эпизоды можно разделить сказку.
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы повторим с вами этапы работы над спектаклем, подробно разберем формы, методы и приемы работы по каждому этапу.
У вас начинается педагогическая практика по модулюПМ 06 «Организация театрализованной деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
На практике вы должны уметь организовать театрализованную деятельность с детьми, поставить кукольный спектакль или спектакль по драматическому произведению.
Представьте себе, что вы задумали поставить спектакль по русской народной сказке «Гуси - лебеди» в постановке кукольного театра петрушки. Как вы будете строить эту работу? Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим, как нужно работать над постановкой сказки «Гуси – лебеди» в театре Петрушки.
2. Изложение нового материала.
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие с дошкольниками. Совместная творческая деятельность воспитателя и детей вовлекает в процесс постановки спектакля даже недостаточно активных детей, помогает преодолеть им застенчивость и зажатость.
Какие условия следует соблюдать воспитателю, подбирая литературный текст, вид театра.
Условия:
*** учет возрастных особенностей детей,
*** наличие у детей театрального опыта,
***доступность, занимательность, увлекательность для детей литературных текстов.
Эльвина Геннадьевна Чурилова выделила десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
(Работа с презентацией).
1 этап.
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
Задание студентам.
Как можно использовать представленные предметы, объекты на I этапе работы?
(на столах лежат рисунки, книги с иллюстрациями, предметы быта, маски, альбомы загадок, книги с русскими пословицами, театры разных конструкций).
*** Чтение сказки «Гуси лебеди»:
- беседа по сказке,
-пересказ сказки детьми.
***Рассматривание иллюстраций к сказке:
- рисунки детей по сказке,
- изготовление с детьми настольного или фланелеграфного театра.
***Рассказ воспитателя о быте русских людей:
-беседа о быте русского народа,
- знакомство с пословицами поговорками.
***Проведение вечеров досуга по станицам русских народных сказок,
***Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Гуси лебеди».
***Драматизация сказки.
***Знакомство с разными видами кукольного театра.
-фланелеграфным театром,
- разными видами настольного театра,
-пальчиковым театром,
- театром кукол марионеток,
- театром кукол с «живой рукой»,
- верховыми куклами (тростевыми, куклами на гапитах).
***Чтение сценария пьесы.
2 этап.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Проверка домашнего задания.
На какие эпизоды вы разделили сказку «Гуси лебеди».
Почему именно на эти эпизоды?
Целесообразность такого деления сказки?
3 этап.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Просмотр фрагментов отработки кукловождения с детьми.
У вас на столах есть вопросы для анализа. Внимательно прочтите их и проанализируйте.
Задание студентам:
Самостоятельно выполнить этюд с куклой, можно импровизировать.
(Работа с раздаточным материалом).
4 этап.
Поиски музыкально- пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание с детьми эскизов декораций и костюмов.
*** прослушивание русских народных мелодий, песен.
***подбор музыкальных отрывков.
**** обыгрывание движений кукол под музыку.
**** продумывание декораций к сказке в соответствии с разделенными эпизодами.
Обсуждение декораций со студентами:
-дом,
-лес,
- речка,
-печка,
-яблонька,
- избушка на курьих ножках.
Задание студентам:
-Расположите декорации по мере появления в спектакле.
-Выйти и стать в том порядке по ходу появления в спектакле декораций.
-Назовите требования к декорациям:
-используется для декораций только, то, что необходимо для спектакля;
-все предметы, используемые на ширме, должны быть обыграны;
-не загромождать ширму:
- декорации могут быть не пропорциональными куклам, можно использовать и настоящие предметы;
-декорации крепятся на деревянных палочках;
-соответствовать частям спектакля;
-быть красочными, яркими;
-выполнены в одной технике;
- могут располагаться не только по краю грядки (на горизонтальной рейке ширмы).
5 этап.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
***Работа с куклами по эпизодам.
***Повторение отрывков пьесы несколько раз с разными исполнителями ролей.
*** Работа над выразительностью текста роли.
6 этап.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
*** Работа над выразительностью роли (интонациями, четкостью речи, силой голоса и т.д.).
*** Работа с куклами за ширмой.
Задание студентам:
Из предложенных вам упражнений для речи, какие бы вы использовали, работая над выразительностью речи;
- Давайте попробуем поработать над некоторыми эпизодами из сказки.
*Обращение Машеньки к речке (первое обращение, обращение, когда Машенька бежит с Ваней),
*Обращение Машеньки к печке,
* Дуэт Гусей – Лебедей,
* Слова Бабы – Яги.
7 этап.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
***Репетиции эпизодов пьесы за ширмой.
*** Выполнение движений под музыку.
***Репетиции с декорациями.
8 этап.
Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
*** Репетиции под музыку целиком всей пьесы.
***Уточнение темпоритма спектакля.
***Распределение обязанностей в подготовке реквизита, декораций.
9 этап.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
***Обсуждение не следует проводить сразу после выступления.
***Воспитатель должен продумать вопросы для анализа спектакля.
***Обязательно отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10 этап.
Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
*** Следует играть спектакли в разных составах,
***Предложить ребятам запечатлеть свои впечатления в рисунках.
*** Сделать видеозапись спектакля.
*** Фотографии спектакля.
Домашнее задание:
Продумать 2- 3 пункта постановочного плана работы над спектаклем по сказке «Гуси лебеди».