Просмотр содержимого документа
«Основы народно-сценического танца»
Тема занятия: «Вводное занятие. Основы народно-сценического танца»
Цели: демонстрация основных элементов техники народного танца, формирование сознательного отношения к традициям национальной хореографии.
Задачи:
Закрепление пройденного материала по теме: «народно-сценический танец» и «элементы танцев народов мира».
Закрепление исполнительских навыков.
Воспитание эмоционального восприятия музыки.
Тип занятия: мастер – класс.
Форма занятия: коллективная работа.
Методы обучения:
словесные: объяснение;
практический: выполнение упражнений;
наглядный – показ.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
хореографические зеркала.
музыкальный центр, диск с записью народных мелодий
русский платок,
кружочки трех цветов,
правила техники безопасности,
Структура занятия:
Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)
Подготовительная часть. (10 мин.)
Основная часть (20 мин.)
Контрольная часть (5 мин.)
Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия
Вводная часть Организационный момент. (5 мин.)
Педагог приглашает детей в зал. Занятие начинается с приветствия (поклон). Знакомство с учениками, рассказ педагога о себе. Информация о дальнейшей деятельности участников в коллективе, сообщение целей и задач, стоящих перед коллективом, инструкция по технике безопасности, установление групповых норм, сообщение тем текущего занятия.
2 Подготовительная часть. (10 мин.)
Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? Действительно история танца уходит в далекую древность. Уже тогда люди открыли, что оказывается свои мысли, чувства, поступки, можно выражать не словами, а движениями. Поэтому язык танца понятен всем людям, без переводчика. Через движения мы можем передать образ любого животного, растения. Явления природы.
- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).
Педагог: - Я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?
Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый- хорошее, зеленый- немного тревожное (вдруг что-то не получится).
- Я рада, что у вас у всех хорошее настроение!
. Основная часть. (20 мин.)
Упражнение «Шаг-шажочек».
Дети простым шагом двигаются по танцклассу за педагогом.
Любой танец начинается с шага. И сейчас мы будем учиться правильно выполнять танцевальный шаг. (В русском характере).
Дети встают в круг, берутся за руки. Русский танцевальный шаг исполняется с любой ноги с вытянутым носочком. (Звучит музыка)
Предлагаются следующие упражнения:
Дети идут танцевальным шагом по кругу вправо, влево.
В круг, из круга.
Поворот в парах, затем общий круг.
Этюды (середина зала):
«моталочка» простая и с пристукиванием и притопами;
«ковырялочка» простая и сложная (по четырем точкам);
«бег» с наклоном и притопами;
«повороты» простые и сложные
Педагог: Молодцы ребята!
Упражнение: наклоны вправо, влево одной рукой, двумя руками.
Педагог: - Ребята, а вы знаете такую игру «Ручеек»? Давайте поиграем. Педагог объясняет правила игры. Дети встают в пары друг за другом, под музыкальное сопровождение ведущий начинает двигаться под руками начиная с первой пары и до последней, выбирая себе пару. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим. ( Звучит музыка)
4.Контрольная часть (5 мин.)
Педагог: - Ребята, подошло к концу наше занятие. Мы с вами разучили движения русского танца «Матрешка». Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии? С какими новыми словами познакомились? ( шаль, полушалочек). Трудно ли вам было выполнять движения, если да, то какие?
Педагог указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.
Рефлексия (5 мин.)
Педагог: - Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение? Дети выбирают кружочки трех цветов. В танцклассе на стенах приклеены ромашки без серединки. Приклеивают кружочки настроения на ромашки. Посмотрите, как засиял наш танцкласс! Кабинет нам улыбается. Наше настроение передалось залу!
(Методические рекомендации: если у кого-то из детей настроение изменилось в худшую сторону, необходимо выяснить причину, приободрить, похвалить ребенка за наиболее удачно выполненную комбинацию).
Педагог: Я хочу поделиться с вами своим настроением и хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку, в память о нашей встрече!
Дети прощаются с педагогом, исполняют поклон.
(Методические рекомендации: выход из зала может быть разнообразным: музыкально оформлен, в парах, по одному, можно обойти класс по кругу, можно провести детей через центр класса и т.д.).
19 сентября. Постановка корпуса, рук, ног, головы, позиции рук ног.
2.Умение воплощать музыкально-двигательный образ в танце.
Задачи:
1.Поставить правильно корпус и осанку через упражнения на уроке хореографии.
2. Развить умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движениях
3. Привить художественно-эстетический вкус у воспитанника
Оборудование: Музыкальный центр
Ход занятия.
Вводная часть – 10 минут.
Правильно поставленный корпус — залог устойчивости (aplomb).
Правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в классическом танце. Именно педагогу-хореографу, работающему с группами начинающих, предстоит эта ответственная и кропотливая работа по постановке тела, рук и ног будущего танцора. От грамотного, правильного подхода учителя начальных классов зависит дальнейшая судьба юных танцоров. Рассмотрим основные этапы работы и методические требования по постановке тела, рук и ног на занятиях по хореографии с детьми.
Основная часть – 35 минут.
Позиции ног.
Позиции ног являются ничем иным, как точной пропорцией, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение, когда тело находится в состоянии покоя или в движении. Во всех случаях должно сохраняться равновесие.
В классическом танце пять позиций ног. Их пять, потомучто при всём желании не найдётся шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно двигаться. Позиции ног изучаются в следующем порядке: первая, вторая, третья, пятая и четвёртая.
Первая позиция. Ступни ног, соприкасаясь пятками, развёрнуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.
Вторая позиция. Сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы.
Третья позиция. В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.
Пятая позиция. Ступни закрывают друг друга: пятка одной ноги соприкасается с носком другой ноги.
Четвёртая позиция. Стопы параллельны друг другу на растоянии стопы.
Постановка тела.
Постановка тела начинается сначала по 1-й полувыворотной позиции ног. Для этого, повернувшись лицом к станку, ставят сначала левую ногу в полувыворотную 1-ю позицию, затем кладут руки на станок. Положив руки на станок, одновременно приставляют правую ногу в 1-ю полувыворотную позицию. Кисти рук лежат на поверхности палки, не обхватывая её, а только придерживаясь.
Корпус находится в вертикальном положении, позвоночник вытянут, талия удлинена. Плечи и грудная клетка раскрыты, лопатки несколько оттянуты вниз к пояснице. Голову следует держать прямо.
Бёдра подтянуты вверх. соответственно подтягиваются коленные чашечки, ягодичные мыщцы собраны. Стопы всей подошвой свободно расположены на полу, соприкасаясь сним тремя точками: мизинцем, пяткой и большим пальцем.
После закрепления постановки тела в 1-ой полувывлротной позиции ног переходят к 1-й выворотной позиции. Для этого надо отвести до выворотного положения ступню левой ноги, затем развернуть в выворотное положение правую ногу так, чтобы обе ступни образовали прямую линию.
Для правильной постановки тела в выворотных позициях ног в экзерсисе следует развернуть как можно больше бёдра и голени внутренней стороной наружу, при этом разворот должен ббыть равномерным и осуществляться с одинаковой силой для обеих ног, и тогда стопа легко займёт выворотное положение. при этом вертикальная ось, проведённая через общий центр тяжести, не должна выходить за линию границ площади опоры. При постановке тела в позиции с разворотом ног на 180 градусов необходимо тело подать слегка вперёд, придав ему "отвесное" положение, и устойчивость.
Опорная нога - это нога, на которую в момент исполнения движения приходится тяжесть тела.
Работающая нога - нога, которая находится в движении.
Вытягивание пальцев ноги (носка)-это работа всей стопы, когда при вытянутых пальцах мышцы свода стопы сокращены, щиколотка напряжена.
В классическом экзерсизе при вытягивании стопы недопустим скос стопы, "скрючивание" её, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы её направлены к среднему (третьему) пальцу, свод стопы вытянут, а щиколотка ноги напряжена.
Постановка тела во 2-й и 3-й позициях у станка через вытягивание пальцев ног (носка стопы) в сторону.
Постановка тела во 2-й позиции ног начинается с разучивания перехода тела из 1-й позиции ног во 2-ю, стоя лицом к станку и придерживаясь за него двумя руками. Переход из 1-й позиции ног во 2-ю производится скользящим движением работаю.щей ноги в сторону от пятки опорной ноги, при этом пятка работающей ноги выдвинута вперёд, а пальцы слегка оттянуты назад, свод стопы и голеностопная часть ноги вытянуты. Затем следует мягкое опускание работающей ноги во 2-ю позицию, руки передвигаются по палке. Тяжесть тела переносится с опорной ноги на обе ноги так, чтобы вертикальная линия общего центра тяжести проецировалась между ногами. Для проверки равновесия приподнять кисти.
При переходе из 2-й позиции в 3-ю необходимо перенести тяжесть тела на опорную ногу и скользящим движением через 1-ю позицию задвинуть ногу в 3-ю позицию спереди или сзади, руки смещаются в сторону опорной ноги и кладутся на станок напротив плеч.
Позиции рук.
В постановке рук большое значение имеет правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча.
Существует три основных позиции рук, подготовительное положение и исходное положение.
Позиции рук исходят из четырёх направлений: подготовительное положение – руки опущены вниз; 1-я позиция – руки направлены вперёд; 2-я позиция – руки направлены в стороны; 3-я позиция – руки направлены вверх. Однако нужно выделить ещё исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бёдер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу).
Подготовительное положение рук. Обе руки свободно опущены вниз вдоль тела и не соприкасаются с корпусом (в подмышках свободно), образуя овальную форму, слегка закруглены в локтевом суставе. Локти направлены в стороны плеч. Кисти рук направлены внутрь и продолжают овальную форму всей руки, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой и средний пальцы приближены друг к другу, но не соприкасаются; указательный палец и мизинец продолжают общую округлую линию всей руки от плеча. Кисти рук немного приближены друг к другу.
Первая позиция рук. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса на уровне диафрагмы, так чтобы грудь была открыта. Руки закруглены в локтевых суставах и несколько приближены к телу, образуя овальный круг. Руки в таком положении поддерживаются напряжением мускулов их верхней части. Кисти рук находятся на одной закруглённой линии с локтем и расположены друг от друга на расстоянии примерно 3-5 см.
Пальцы сгруппированы и закруглены в фалангах. Кисти и локти не должны провисать, а плечи при этом не должны быть направлены вперёд и приподняты. Руки должны быть несколько присогнуты, чтобы, открываясь во 2-ю позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всём своём протяжении.
Вторая позиция. Руки отведены в стороны, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует поддерживать локоть напряжением мускулов верхней части руки. Нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Лопатки слегка опустить вниз. Нижняя часть руки, от локтя до кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть надо так же поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Кисти рук, находятся несколько вереди плеч, и продолжают мягкую, округлую линию в фалангах пальцев. Для проверки правильности положения рук нужно, не поворачивая головы, увидеть кисти рук.
Третья позиция. Руки подняты вверх с округлыми локтями. Кисти продолжают общую округлость рук, направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются, и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Локти находятся по линии плеч чуть выше уха.
Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю позицию. Установив правильное положение тела в 1-й полувыворотной позиции ног, руки свободно опустить вдоль тела в исходное положение, так чтобы они не касались корпуса, кисти свободно опущены вниз, затем приблизить их, образовав подготовительное положение.
При переводе рук из подготовительного положения в 1-ю позицию необходимо следить, чтобы кисти и локти рук поднимались одновременно. Руки в локтевых суставах должны быть округлены больше, чем в подготовительном положении, при этом они должны находиться точно против диафрагмы. Плечи опущены вниз, и всё тело находится в спокойном состоянии. Затем руки спокойно опускаются в подготовительное положение. Из подготовительного положения рук и переводятся в 1-ю позицию, а из 1-й в 3-ю и через 1-ю опускаются в подготовительное положение.
Необходимо следить, чтобы кисти рук и вся рука не были напряжены, и , в то же время, чтобы локти и кисти не провисали. Когда руки поднимаются, плечи должны ббыть неподвижны.
Полупозиция от подготовительного положения – это положение рук между подготовительным положением и 2-й заниженной позицией рук, при этом кисти рук опущены и находятся по линии бёдер. Полупозиция от 1-й позиции рук – это более раскрытая 1-я позиция, при этом кисти параллельны талии. Полупозиция из 3-й позиции рук – это более раскрытая 3-я позиция, при этом линии рук как бы продолжают линии плеч вверх.
21 сентября, ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц.
Тип занятия: повторение пройденного материала.
Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
обучение новым элементам ритмического тренажа
Развивающие:
развивать чувство ритма;
учить слушать и слышать музыку;
способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;
развитие выразительности движения;
Воспитательные:
воспитание интереса к занятиям ритмикой;
воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
прививать учащимся культуру общения между собой
Форма проведения занятия:
- наглядная (практический показ)
- словесная (объяснение, беседа)
- игровая (игровая форма подачи материала)
Средства обучения:
- музыкальный центр
-скамейки
Ход занятия.
Вводная часть – 10 минут.
Организованный вход обучающихся в танцевальный зал, проход по кругу, по диагоналям, выстраивание в линии по 4 человека, музыкальное сопровождение «вместе с нами».
Поклон педагогу.
Обозначение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, а любите ли вы играть? (обучающиеся – Да!) - Замечательно! Тогда начнем мы сегодняшнее занятие не как обычно с разминки, а с небольшой игры. Игра без музыкального сопровождения. Обучающиеся встают по кругу. Держась за руки, идут по линии танца. В центре круга стоит один из детей. Педагог и обучающиеся вместе говорят: Друг за другом, ровным кругом Мы идем за шагом шаг. Повернулись, улыбнулись, Вместе сделали вот так… (обучающийся в центре показывает любое упражнение из разминки или танца, все его повторяют, затем выбирает себе замену в центр круга).
Подготовительная часть – 5 минут.
Разминка спиной к палке, педагог показывает основные ритмические упражнения под музыку «Я рисую на окне» - наклоны, вращения головы, сгибание-разгибание колена, маятник в бедрах, подъемы на полупальцы, наклоны корпуса вперед.
Основная часть – 25 минут.
Ритмические упражнения по кругу:
- Ходьба поочередно на полупальцах и на пятках со сменой рук сначала по 4 счета вперед, в сторону, наверх, мельница, затем по 2 счета, музыкальное сопровождение «Волна».
- Пробежка на полупальцах по VI позиции – 8 счетов, поворот вокруг себя по VI позиции – 8 счетов, затем те же упражнения по 4 счета и по 2 счета, музыкальное сопровождение-вальс «под небом Парижа».
Ритмические упражнения по диагоналям:
- Ходьба по I позиции – 2 счета руки на поясе, 2 счета – хлопки перед собой, музыкальное сопровождение «лунная мелодия».
- Ходьба по I позиции – 4 счета шагаем, руки на поясе, 4 счета стоим на месте, руки хлопают по коленям, музыкальное сопровождение «лунная мелодия».
- 4 галопа, 4 подскока, музыкальное сопровождение «дорога к солнцу».
- Grand battment вперед с продвижением, руки хлопают под ногой при каждом подъеме, музыкальное сопровождение «Аква».
Упражнения в партере:
- Sote по VI позиции – 8 счетов, трамплинные прыжки – 8 счетов, прыжки «разножка» - 8 счетов, прыжки «лягушата» - 8 счетов, музыкальное сопровождение «лесная песенка»/
Повторение ритмического танцевального этюда «На скамейке», музыкальное сопровождение «народная-плясовая»
Заключительная часть – 5 минут.
Релаксация (упражнения на дыхание):
Дышите – не дышите
Дышите – не дышите
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно - опустите!
Наклонитесь – разогнитесь
И с весёлым настроеньем
Все урок вы завершите!!!
Построение в середине зала в шахматном порядке;
Подведение итогов:
- Придает ли веселая, быстрая музыка позитивный настрой игре? Понравилось ли вам играть сегодня? Всё ли успевали делать под музыку? Как хорошая координация может помочь нам в жизни? Что же такое координация?
Поклон;
Организованный выход из танцевального зала.
21 сентября, упражнения для развития мимики и пантомимики.