Организационно-поисковый | 1 часть: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все осенние месяцы. Ребята, а в старину, в народе сентябрь назывался «листопад». Как вы думаете, почему? Правильно, потому что в сентябре желтеют и начинают опадать листья. А октябрь в старину называли «грязником». Как вы думаете, почему? Я с вами согласна, потому что из-за осенних дождей земля грязная. А ноябрь в народе называли «полузимник». Почему? Да, в этом месяце погода, то теплая, то заморозки, а то и морозы. А еще его называют «ворота зимы». Осень описывают поэты и музыканты, послушайте стихотворения и музыку на тему осени. «Осень» Алексей Плещеев. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. - Посмотрите, какую картину я вам принесла. Рассмотрите ее и скажите? - Какое время года изображено на картине? - Как вы догадались? - Какой выдался день? - Кого вы видите на картине? - Рассмотрите картинку и скажите, где находятся дети? - Почему вы думаете, что дети пришли в сад? - Какие деревья вы видите на картине? - Что делают эти дети? - Какое настроение у детей? - Что вы видите на картине слева? - Что вы видите на картине справа? - Что вы видите в центре картины? - Если подойти поближе к детям, что можно услышать? Возьмите свои волшебные наушники, послушайте, какие звук еще вы услышите? - Какое настроение вызывает эта картина? - Как вы думаете, а что было до того, как дети пришли в сад? - Чем закончилась прогулка детей в сад? - Как бы вы назвали эту картину? а теперь послушайте мой рассказ про осень по картине…..(рассказываю). Физминутка: Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! В небе жаворонок пел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год. 2 часть: А, теперь предлагаю вам рассказать по картине. Можно опираться на план-схему (мнемотаблицу). - С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с описания времени года или, как дети пошли в сад). - О чем вы расскажите? (Мы расскажем о том... .) - О ком вы еще расскажете? (Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают). - Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения у детей, т.д.). Давайте, порадуем осень и назовем осенние приметы. Подойдите к столу, на котором разложены картинки и составьте из них предложения. Д.и. «Осенние приметы» Составьте предложения из картинок и назовите приметы осени. - Дует сильный ветер. - Деревья стоят голые…. Физминутка «Осень» Осень, осень, Приходи! Осень, осень, Погляди! Листья желтые кружатся, Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет, Ветер дует все сильнее, К югу полетели птицы, Дождик к нам в окно стучится. Шапки, куртки надеваем И ботинки обуваем Знаем месяцы: Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. 3 часть: Д.и. «Бабушкины корзинки». Когда я была маленькая, бабушка подарила мне корзинки, и сказала, что они непростые, тому, кто в них правильно положит, тому повезет. Давайте и мы положим в корзины урожай с огорода. В корзину, рядом с которой нож мы положим, то, что срезают. В корзину, рядом с которой кулак, мы положим то, что выдергивают из земли. В корзину, рядом с которой раскрытая ладонь положим то, что срывают. В корзину, рядом с которой лопата положим то, что выкапывают. - Что выкапывают на огороде? - Что собирают? - Что выдергивают? - Что срывают? Д.и «Сколько слогов?» И вам бабушка прислала маленькие корзинки, разложите в них слова. В первую – слова, в которых 1 слог, во вторую – два слога, в третью – три слога. - Назовите, какие овощи вы положили в первую корзину (проверяем хлопками). (аналогично с другими корзинами). | Рассуждают, отвечают на вопросы. На фоне композиции читаю стихотворение А. С. Пушкина и читает ребенок А. Плещеева. Рассматривают картину и отвечают на вопросы по картине с помощью мнемотаблицы. Слушают мой рассказ. Отдыхают, выполняют движения по тексту. Опираются на мнемотаблицу, 2-3 человека рассказывают по картине. Составляют предложение по мнемоквадратам и называют приметы осени. Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет. Небо становится хмурым, пасмурным, серым. Птицы улетают в теплые края, т.д. Выполняют пальчиковую физминутку. Называют: морковь – выдергиваем, капусту – срезаем, картошку – выкапываем, перец – срывают, т.д. Делят слова на слоги и раскладывают картинки в соответствующие корзинки. |