«Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельность в природе».
Цель:
расширять знания о разнообразии мира камней и их свойствах путем обеспечения возможностей самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Обучающая задача.
Познание: развивать исследовательские навыки: делать несложные опыты, развивать наблюдательность. Учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения.
2.Развивающая (закрепляющая) задача.
Социализация: уточнить представления детей о камнях и их свойствах (величина, форма, размер, вес и т. д), закрепить способы использования камня человеком (строительстве, скульптуре, создание украшений и т. д.).
Расширять представление о профессиях людей, работающих с камнем.
Речевое развитие: развивать разговорную речь детей, расширять и активизировать словарь.
3. Воспитательная задача.
Безопасность: формировать навык безопасного поведения в природе, в быту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Удивительный мир камней». »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 102 г. Томска
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе №08 по теме «Удивительный мир камней».
Автор конспекта НОД: Косякова Е.В., воспитатель МАДОУ №102
«Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельность в природе».
Цель:
расширять знания о разнообразии мира камней и их свойствах путем обеспечения возможностей самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Обучающая задача.
Познание: развивать исследовательские навыки: делать несложные опыты, развивать наблюдательность. Учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения.
2.Развивающая (закрепляющая) задача.
Социализация: уточнить представления детей о камнях и их свойствах (величина, форма, размер, вес и т. д), закрепить способы использования камня человеком (строительстве, скульптуре, создание украшений и т. д.).
Расширять представление о профессиях людей, работающих с камнем.
Речевое развитие: развивать разговорную речь детей, расширять и активизировать словарь.
3. Воспитательная задача.
Безопасность: формировать навык безопасного поведения в природе, в быту.
Практические: исследовательская деятельность (опыты),
Образовательные области в интеграции:«Безопасность», «Здоровье»,
«Познание», «Социализация».
Целевые ориентиры: умение ориентироваться во времени, умение связано выражать свои мысли, понимать смысл обращенной к нему речи; осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).
Развивающая среда: камни (галька), шкатулка, телеграмма, игру Гном, таблицы –схемы, лупы (на каждого ребенка), салфетки, баночки с водой (на каждого ребенка), изделия сделанные из камней, камни (на каждого ребенка – 3 шт.), коллекция камней, иллюстрации и фотографии .
Предшествующая работа: чтение художественной литературы (сказки о камнях), просмотр мульфильма «Серебряное копытце», рассматривание иллюстраций: изделий и построек из камня, наблюдение на прогулках, выкладывание узоров из камней, раскрашивание камней, ходьба босиком по камням и песку.
Ход занятия.
1.Вступительная часть.
Дети входят в группу, здороваются с гостями и подходят к воспитателю.
В-ль. Дети, я предлагаю вам отгадать загадку, отгадав её вы узнаете, о чем мы будем говорить.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким –
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой –
Одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети. (Камни.)
Вос-ль. Правильно, сегодня мы будем говорить о камнях. Дети, а в каких сказках говорится о камнях?
Вос-ль. Молодцы! Правильно назвали сказки. Иногда можно услышать такие выражения: «У него каменное сердце», «Застыл с каменным лицом» Как вы понимаете это выражения?
Дети. (Ответы детей.)
Восп-ль. Дети, а где можно встретит камни? (На земле, в воде, в земле.)
Они называются полезными ископаемыми.
Почему их называют полезными ископаемыми?
Дети. (Ответы детей.) Потому что они приносят пользу человеку.
Восп-ль. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь. (Показать детям на карте Урал и Сибирь.) Добывают камни на специальных месторождениях и сейчас для этого используется специальная техника. С камнями работают люди разных профессий. Давайте назовем их - геологи, скульпторы, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи – натуропаты – они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов, лечат многие заболевания.
Восп-ль. Дети, как люди используют в своей жизни камни? (Строят здания, дороги, скульптуры, каменные мозаики и др.)
2. Основная часть.
Раздается стук в дверь. Телеграмма от Гномика, который приглашает детей посетить «Каменную страну».
Восп-ль. Ну что, хотите побывать в гостях у Гнома, который живет в «Каменной стране»?
Дети. Да.
Восп-ль. 1,2 – повернись, в стране волшебной очутись!
(Дети закрывают глаза, восп-ль выставляет игрушку гнома и шкатулку.)
Восп-ль. Здравствуй, Гном! Мы откликнулись на твое приглашение. Что ты интересного приготовим для нас?
Гном. Я приготовил для вас камни и приглашаю вас в лабораторию для проведения опытов с камнями.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа))
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные .
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
Покажите самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель: ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку камней.
После осмотра выставки камней гном дарит свою коллекцию и шкатулку.
3.Заключительная часть.
Давайте поблагодарим гнома за гостеприимство, за то, что так много узнали о камнях. А теперь закройте глаза и повторяйте за мной «Раз, два, три, четыре, пять в группе оказались мы опять!»