kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

приобщение детей к истокам русской культурызнакомство детей с жизнью, бытом и творчеством  русского народа, приобщение к народным  традициям и обычаям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»»

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культурызнакомство детей с жизнью, бытом и творчеством  русского народа, приобщение к народным  традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.

Задачи:

обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

расширять представления детей о народных  традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

обогащать представление о народных играх.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Русские народные игры.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) ; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, матрешки в одноцветных сарафанах, краски, кисточки, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация картинки старинной русской одежды.

Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины картузы. Наши девочки тоже нарядились в сарафаны, сейчас мы им покроем головы платочками.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Русь деревянная — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга.)

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Показ игрушки.

Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая,нарядная).

Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.

Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?

Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.

Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)

Итог занятия.

Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое?

А пока вы работали мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Автор: Овчинникова Татьяна Викторовна

Дата: 17.02.2020

Номер свидетельства: 540023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства