Просмотр содержимого документа
«ООД с использованием ИКТ по ОО "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе "Солнце дружбы"»
Организованная образовательная деятельность
с использованием ИКТ
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
в старшей группе
«Солнце дружбы»
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 3 «Петушок» села Кушнаренково
Кушнаренковского района Республики Башкортостан
Махаева Лариса Зинфировна
Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, оформление воспитателем солнышка с лучами, подбор слайдов с изображением ситуаций, подбор фонограмм, чтение сказок о дружбе.
Оборудование и материалы: слайды с изображением солнца без лучей и с постепенно появляющимися лучами; слайды с изображением ситуаций, когда необходимо произнести вежливые слова; картинки «собака» и «кошка», разрезанные на части; фонограмма песни «Песенка об улыбке» (композитор В.Шаинский, поэт М.Пляцковский); фонограмма татарской плясовой; проектор; смарт-доска; ноутбук.
Вводная часть
Педагог: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними, здравствуйте! А теперь поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Я вас всех приветствую.
II. Основная часть
Слайд с изображением грустного солнца без лучей
П.: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилось солнышко. Но почему-то оно грустное, и мне кажется, ему чего-то не хватает. Посмотрите внимательно, чего ему не хватает?
Воспитанники: Лучиков.
П.: Значит, ему грустно, ему одиноко. Как вы думаете, хорошо или плохо жить одному, без друзей? Ребята, поможем солнышку? А вы хотите, чтобы солнце светило? Тогда сегодня вы станете друзьями для солнца, а для этого нам с вами нужно будет выполнить разные задания! И каждое выполненное задание подарит солнышку лучики. Готовы? Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща, потому что, если мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия.
Упражнение «Гора дружбы»
П.: Я предлагаю вам построить «Гору Дружбы». Давайте встанем в круг (дети подходят).
Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. (Дети выполняют).
Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая у нас дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. За дело!
Проходите на стульчики (дети садятся).
П.: Ребята, а что такое дружба?
В.: Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем-то, делятся своими секретами.
П.: Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка?
В.: Да.
П.: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
В.: Нет, без друзей скучно, неинтересно. Не с кем поговорить.
П.: Что друзья могут делать вместе?
В.: Играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и т.д.
П.: Молодцы, ребята, знаете, что такое дружба. Мы постараемся стать друзьями для солнца, но для этого нам предстоит выполнять задания, и с каждым выполненным заданием мы подарим солнышку лучи. Готовы? Давайте начнем выполнять задания.
I задание
Звучит фонограмма «Песенки об улыбке»
П.: Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите, как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой, или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему солнцу. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что от них ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба…»
В.: Начинается с улыбки.
П.: Правильно. А вот и первый лучик, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему солнышку.
Слайд с изображением солнца с одним лучом
II задание
П.: Дружить – это замечательно! А у вас, ребята, есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию).
У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! И всем своим друзьям мы с вами говорим вежливые слова. Сейчас вы поможете мне подобрать правильные вежливые слова к картинкам.
Слайды с изображением проговариваемых ситуаций
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).
П.: Молодцы! И с этим заданием справились. И на нашем солнышке появился ещё один лучик.
Слайд с изображением солнца с двумя лучами
III задание
Фонограмма татарской плясовой
П.: Следующее задание называется “Друг к дружке”. В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.
Под музыку вы танцуете, выполняете различные движения. Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).
П.: Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему? И с этим заданием вы справились. Значит, на нашем солнышке появляется еще один лучик.
Слайд с изображением солнца с тремя лучами. Солнце «улыбается»
IV задание
П.: Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, с нами и дружить нельзя? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече?
– Толкнуть, не извиниться?
– Помочь подняться тому, кто упал?
– Поднять упавшую вещь?
– Сказать спасибо после обеда?
– Уйти домой из детского сада и не попрощаться?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Спорить с мамой?
И очередной лучик появился на нашем солнышке.
Слайд с изображением солнца с четырьмя лучами
V задание
П.:
А теперь хочу узнать,
Как вы можете трудиться.
На команды вас я разделю
И паззлы вам я предложу!
Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно каждая команда сможет собрать свою картинку.
Картинки «Кошка» и «Собака»
П.: Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова?
В.: Значит, постоянно ссорятся, ругаются.
П.: Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?
А как, по-вашему, должны жить друзья?
Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
И еще один лучик появится на нашем солнышке.
Слайд с изображением солнца с пятью лучами
П.: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово «пожалуйста». Будьте внимательны!
Встаньте, пожалуйста!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Поднимите руки!
Потопайте, пожалуйста.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Садитесь, пожалуйста.
VI задание
П.: Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта как солнце светит, радуются взрослые и дети.
В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется ласковыми словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас и объединять в пары, а вы будете друг другу говорить ласковые слова (соединять рядом сидящих детей в пары, а дети в паре говорят друг другу ласковые слова).
П.: Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна… (доброта).
Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу?
В.: Добрым.
П.: Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». У солнышка появился следующий лучик.
Слайд с изображением солнца с шестью лучами
VII задание
П.: А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра«Хорошо-плохо»
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».
- Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да)
- Другу будем помогать? (да)
- Друга будем обижать? (нет)
- Будем вместе мы играть? (да)
- Громко будем мы кричать? (нет)
- Друга нужно разозлить? (нет)
- А улыбку подарить? (да)
- Чай с друзьями будем пить? (да)
- Будем крепко мы дружить? (да)
П.: Молодцы! Справились с заданием. И еще один лучик появился на нашем солнышке.
Слайд с изображением смеющегося солнца с семью лучами
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подходит к концу наше занятие. Но мне хочется с вами ещё поиграть.
Игра «Дружные ребята»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай,
Того, кто справа, обними,
Того, кого слева, обними.
Ну, вот и закончилась игра.
Мы в группе дружим все. Ура!
П.: Здорово мы с вами поиграли.
Заключительная часть
П.: Посмотрите, дети, на наше солнце. Смотрите, как ярко светит оно. Мы справились со всеми заданиями. Вы много знаете о дружбе, и, я уверена, готовы дружить и друг с другом, и с солнцем. Это солнышко всегда будет нас греть, светить нам.
Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на всю жизнь.