Цель: продолжать формировать у детей опыт рисования игрушек с натуры.
Образовательные задачи: формировать представление об эскизе как этапе работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом), закреплять умение детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры, пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, у вас есть любимая игрушка?
- Как вы с нею играете?
- У нашего общего друга Вани есть любимая игрушка – плюшевый Мишка – топтыжка. А ещё у Вани есть много друзей, которые живут в другом городе, друзья договорились послать друг другу фотографии любимых игрушек.
- Ребята, Ваня очень расстроен, потому что у него нет фотоаппарата и он не сможет послать друзьям фотографию своего Мишки.
- Хотите помочь Ване сделать фотографию любимой игрушки?
- Сможете?
2 Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знание детей о строении мишки, способах передачи пропорции частей тела, фактуры и цвета; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.
- Ребята, а у вас есть фотоаппарат? (Нет)
- Чем же вы поможете Ване? Как ещё можно сделать фотографию? (Слепить, нарисовать)
- Хорошее предложение – нарисовать Мишку – топтыжку!
- Какими материалами лучше всего нарисовать игрушку? Почему?
- Скажите, а какой формы у мишки голова (туловище, лапы, уши)?
- Какого они цвета?
- Какая часть тела игрушечного медведя самая крупная? (Туловище)
- Как показать в рисунке, что другие части меньшего размера? (Нарисовать их меньшего размера).
- Как можно передать пушистость «шубки» мишки?(Рисовать способом примакивания ворса кисти, ватной палочкой или карандашными штрихами по контурной линии)
-Как можно передать в рисунке, что это любимая игрушка Вани? (Показать, что мишка улыбается)
3 Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
- Наша работа непростая и ответственная, поэтому мы должны действовать, как настоящие художники, которые начинают свой рисунок с эскиза – предварительного наброска. Я предлагаю и вам начать работу с эскиза. Можете начинать.
Возникает затруднение.
- У всех получилось нарисовать мишку?
- Почему не получилось? (Потому что мы не знаем, что такое эскиз и как его создавать).
- Значит, что нам надо сделать, чтобы нарисовать мишку? (Узнать, что такое эскиз и как его создавать)
4 Открытие нового знания.
Дидактические задачи: формировать представление об эскизе как этапе планирования работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом); развивать образное мышление, воображение, память.
- Ребята, а что делать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает).
Дети обращаются к воспитателю с вопросом: «Что такое эскиз и как его создавать?»
-Эскиз – это контурный рисунок простым карандашом. Такой рисунок можно поправить при помощи ластика, поэтому все линии должны наноситься слегка.
- Как вы думаете, для чего нужно делать эскиз рисунка? (чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги)
Далее воспитатель показывает, как создаётся эскиз, проговаривая свои действия:
- Вверху листа слабым нажимом карандаша рисуется контур головы (овал или круг), ниже – более крупное овальное туловище, а затем лапы. Получился эскиз. Затем мы проверяем размер изображения, форму частей тела, расположение на листе и, если что-то не получилось, то можно подправить с помощью ластика.
- Когда эскиз готов, можно контуры обвести и приступать к прорисовыванию детелей: мордочки, шёрстки, цвета.
5 Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи: формировать умение создавать эскиз, закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру.
- С чего же вы начнёте работу? (С эскиза)
Дети проговаривают свои действия: «Лёгкими движениями карандаша рисуем части тела медведя, проверяем и ластиком исправляем»
- А теперь можете приступать к работе. Думаю, что Мишка – топтыжка на ваших рисунках получится как настоящий.
Детям предоставляется самостоятельность.
После окончания работы рисунки мишки вывешиваются рядом с игрушкой, чтобы дети сравнили его с оригиналом.
6 Осмысление.
Дидактические задачи: фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы с вами делали? Кому помогали?
- Смогли помочь Ване нарисовать Мишку – топтыжку?
- Почему вам это удалось? (Мы узнали, что такое эскиз, для чего он нужен и научились его создавать)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Ваня сможет послать фотографии любимой игрушки своим друзьям.