Методы и приемы: эмоциональный настрой, загадка, художественное слово,
наглядность;
Оборудование:
Записи музыкальных произведений, картинки с изображением духовых музыкальных инструментов, деревянные и глиняные свистульки, детский духовой шумовой музыкальный инструмент, подкладные листы, пластилин.
Птичка-свистулька, готовая работа птичка-свистулька, пластилин, кукла - мордовочка.
Ход занятия:
(Звучит музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют духовые инструменты). Ребята, что вы сейчас слышите? (Ответы детей). Звучит музыка. Мы слышим музыку в исполнении многих музыкальных инструментов. О некоторых из этих музыкальных инструментах мы и поговорим сейчас.
Загадка про дудочку:
Очень весело поет,
Если дунете в нее,
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? ...
(Дудочка)
Это дудочка. У дудочки есть много братьев и сестер: труба, флейта, саксофон. (Показ картинок с изображением этих музыкальных инструментов).
Все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как по-вашему, почему они получили название «духовые»?
(Ответы детей).
Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и
называются духовыми. А играют на духовых музыкальных инструментах … кто?
(Ответы детей).
Музыканты. А сможем ли мы с вами взять в руки какой-нибудь из этих духовых инструментов и сыграть?
(Ответы детей). Почему же, как вы думаете, у нас это не получится?
(Ответы детей).
Чтобы стать музыкантом и играть на музыкальном инструменте, нужно учиться.
Может быть, кто-то из вас знает, в какой школе учат играть на музыкальных
инструментах?
(Ответы детей).
В музыкальной школе учат играть на музыкальных инструментах.
А сейчас мы поиграем, подуем в трубу.
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Дети делают «трубы» руками и дуют в них.
Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)
Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громче и ниже)
Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.
Но мы с вами пока не умеем играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь пришла кукла-мордовочка Алдуня и принесла с собой мордовскую игрушку-свистульку. (Показ). Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок.
Вот так. (Показ). Хотите попробовать? (Один ребѐнок свистит)
Воспитатель читает стих.
У меня в ладони птичка,
С виду птичка — невеличка,
Только птичка не порхает.
В небеса не улетает.
Милая свистулька эта,
Выкрашена ярким цветом,
Сделана из глины,
Звук у ней певучий, длинный
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.
В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? Почему вы так решили?
(Ответы детей).
Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете? А эта свистулька?
(Ответы детей).
Со временем человек научился делать музыкальные инструменты из металла. (Показ картинок).
Как вы думаете, птичке не скучно одной?
Ответы детей.
А вам скучно в группе? А почему вам не скучно?
Ответы детей.
Вот и птичке хочется иметь много друзей. Давайте ей поможем, мы с вами сегодня ей сделаем друзей из пластилина и украсим мордовским узором. Сейчас я расскажу и покажу, как слепить такую птичку.
(Дети садятся за столы).
Вот у меня кусочек пластилина, я его делю пополам, получилось два кусочка разных размеров. Беру большой кусочек пластилина и сделаю круглое, большое туловище: положу пластилин на ладонь, другой накрою ладонью и начну раскатывать кругообразными движениями.
Получился? Да, получился шарик, это будет туловище птички, а на туловище есть хвост, вот я его пальчиками прищипну, и хвост готов. (Аналогично объясняю лепку головы). У меня есть голова и туловище, сейчас я их соединю: голову положу на туловище и немного, слегка прижму. После всего я стекой делаю отверстие на хвостике. Вот и готова наша птичка-свистулька.
Пальчиковая гимнастика
Работают дети под музыку.
Звучит тихая, спокойная музыка, воспитатель ходит между столами помогает
советом, показывает.
Итог.
Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы
Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других.(
В конце занятия все дети ставят свои работы на подставку, благодарят куклу мордовочку Алдуню и прощаются с ней.