Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну Граматейка "»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: « Путешествие в страну Граматейка»
Задачи: 1. Коррекционно – обучающие: - Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки. - Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги). -Сопоставление местоимений в роде и числе. 2. Коррекционно-развивающие: -Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух. -Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения. 3. Коррекционно – воспитывающие: -Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям. Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт. Методические приёмы: игровой- использование сюрпризных моментов. наглядный — использование карточек, игрушек. словесный — вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка. Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети с педагогом заходят в зал, становятся полукругом. -Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Граматейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания. -Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей). -Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Граматейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз. -А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей) -Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд. Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику. Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»: На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик) Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук) Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты) Вот душистые цветы (пальцами показать бутон) Окружает все забор (пальцами показать забор) За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую) Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются) К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой) В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони) Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху) В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то) 2. Гласные и согласные звуки. Звучит музыка. -Ребята, что вы слышите? ( звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете, в стране Граматейка есть свои звуки. Педагог читает стихотворение: « Гласные тянутся в песенке звонкой Могут заплакать и закричать В тёмном лесу звать и аукать И в колыбельке Алёнку качать, Но не умеют свистеть и ворчать». - О каких звуках это стихотворение?( о гласных звуках) -Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь. -Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках). Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. ( Дети подходят к воспитателю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске). -Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни.
Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..." -А теперь споём вместе ( поёт с детьми без музыкального сопровождения) -Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки. -А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные). -Правильно, согласные. Педагог читает стихотворение: « А согласные -согласны Шелестеть, шептать, свистеть Но не могут они петь». -Ну, что ж отправляемся дальше. 3. Дидактическая игра «Засели домик» - Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои» - Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Граматейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король. -Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.) -С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей) - Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях. Педагог произносит твёрдо [К], топая пятками ног. - Как вы думаете, как звучит звук [К]? (твёрдо) - А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К']. Педагог произносит мягко звук [К], наступая носками ног. - Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К]. Педагог вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей. 4. Игры с игрушками. - Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке - Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки. - Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками , в названии которых есть звук [К]. -Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните , где находится этот звук : в начале, в середине или в конце слова. В процессе выполнения задания педагог спрашивает детей. - Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К]. - Где находится звук [К]? Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор. - а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].) - Верно! - Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше. - Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов Педагог читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных «Звери грустные стоят, В дом попасть они хотят, Но не знают: Как? Куда? Помогите, детвора!» На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт. - Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов. - кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает) - Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1) - Почему? (в слове «лев» 1 слог). Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания. - Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже? - Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам. - Нам пора поторопится. 5. Физминутка. «Король наш потянулся, руки в стороны, В кулачок и на бочок Левую руку вверх-вниз Правую руку вверх-вниз Влево нагнулись, вправо нагнулись Руки в стороны, в локтях сгибаются А в плечах вращаются Руки опустили, вдохнули носом, Выдохнули ртом» 6. Игра «Буква потерялась» - Мы опять никак не можем попасть в страну «Граматейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась и надо ее найти. На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка - Молодцы, теперь мы можем идти дальше. 7. Звуковой анализ слова. - Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова. На опушке, на дорожке стоит дом на курьих ножках. (изба) После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Граматейка». 8. Рефлексия - Дети, где мы с вами были? - Что делали? - Что вам больше всего понравилось? - А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?